24.12.2013 00:44
Экономика

Небанковские финансовые организации возьмут под контроль

Микрофинансовые организации и потребительские кооперативы скоро подпадут под действие антиотмывочного законодательства
Текст:  Ирина Голова
Российская Бизнес-газета - : №50 (928)
Проведение сомнительных банковских операций становится все опаснее для бизнеса. Центробанк планирует провести чистку клиентов, которые совершают сомнительные операции по выводу средств с целью уклонения от уплаты налогов или пытаются легализовать доходы, полученные преступным путем. Фирмы могут лишиться банковского счета, а сами банки - лицензии. Кроме того, нормы антиотмывочного законодательства законодатели собираются распространить на небанковский финансовый сектор, для того чтобы сомнительные операции не переместились в микрофинансовые структуры и кредитные потребительские кооперативы.
Читать на сайте RG.RU

В рамках конференции "Актуальные вопросы реализации государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина рассказала о том, что ждет компании, которые проводят сомнительные операции по своим банковским счетам. С каждым годом контроль за кредитными организациями и их клиентами ужесточается. Но именно 2013 год стал наиболее продуктивным на подобные решения.

С лета 2013 года у банков появились новые права и обязанности. "Первое - не открывать банковские счета в ситуациях, вызывающих опасения, что банковский счет может быть использован в целях легализации доходов, полученных преступным путем. Второе - отказывать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, если есть опасения, что она совершается в преступных целях. Также банк имеет право расторгнуть договор банковского счета с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более отказов о совершении его банковских операций", - рассказывает Набиуллина. Юрий Чиханчин, директор Федеральной службы по финансовому мониторингу, добавляет: "Хотелось бы акцентировать внимание на обязанности банков изучать своих клиентов как в момент заключения договора, так и в процессе его обслуживания, а также знать его бенефициаров".

Несоблюдение новых правил может закончиться весьма плачевно. Так, в 2013 году ЦБ отозвал 8 банковских лицензий на основании нарушения кредитными организациями антиотмывочного законодательства. При этом 54 банка, по данным мониторинга ЦБ, самостоятельно остановили подозрительные операции. "Это говорит о том, что уже сейчас кредитные организации используют дополнительные возможности, предоставленные законодательством", - сообщила Набиуллина. Необходимость таких мер объясняется уязвимостью банковского сектора. "Банковская система в силу своей способности быстро и в любом объеме перемещать финансовые средства в любую точку мира весьма привлекательна для криминальных структур. В целях поступательного развития экономики необходимо изменить ситуацию, когда значимая часть финансовых ресурсов отвлекается в нелегитимные финансовые операции", - сообщила Набиуллина.

Особый интерес к ужесточению правил работы банков с клиентами есть у Федеральной налоговой службы (ФНС), так как сомнительные операции часто совершаются с целью уклонения от уплаты налогов. Формально налоговая служба не участвует в изучении клиентов банков, но определенные инициативы по совершенствованию этого механизма у ФНС есть. Заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров предложил вывести из-под определения налоговой тайны налоговую отчетность, чтобы у фискальных органов появилась возможность передать эти сведения в банки. Таким образом, налоговые органы могли бы дать кредитным организациям еще один источник информации, позволяющий оценить добросовестность клиента и его платежеспособность. На основе этих данных банки принимали бы решение о возможности предоставить организации заемные средства. С одной стороны, компании получили бы еще один механизм подтверждения своей надежности при оформлении кредитов, с другой - еще один рычаг давления налоговиков на бизнес, так как в этом случае налоговые долги будут автоматически препятствовать получению займов. Впрочем, пока эта инициатива не оформлена в законопроект.

На ближайшую перспективу у ЦБ РФ достаточно задач. "Первая - это всесторонняя помощь кредитным организациям по внедрению в их деятельность механизмов, предусмотренных обновленным законодательством. Вторая - освобождение банковского сектора от клиентов, проводящих сомнительные операции, связанные с отмыванием преступных средств. Третья - оздоровление банковской системы путем прекращения деятельности тех участников, которые активно проводят незаконные финансовые операции, операции по отмыванию денежных средств, обслуживают теневой сектор экономики и не хотят менять свое поведение. Четвертая - внедрение в деятельность кредитных организаций рискориентированного подхода на основании новых международных методик, и в первую очередь рекомендаций ФАТФ", - говорит Набиуллина. Как видим, серьезные риски возникают как у компаний, так и у банков. Причем в целях собственной безопасности банки могут проявить чрезмерную бдительность. В этом случае пострадают организации, чьи операции соответствуют признакам сомнительных операций по какому-либо из критериев.

Для того чтобы операции по выводу средств, отмыванию и уходу от налогов не переместились в микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы, нормы антиотмывочного законодательства в ближайшее время ЦБ РФ собирается распространить на небанковский сектор. "Одним из приоритетных направлений является внедрение антилегализационных механизмов в деятельность небанковских финансовых организаций, регулирование и контроль которых с сентября 2013 года осуществляет Банк России. Мы должны сделать все, чтобы предотвратить перетекание сомнительных финансовых операций из банковского в небанковский сегмент финансового рынка", - сообщила председатель ЦБ РФ.

Банки Центральный банк