Что касается первых результатов нашего присутствия в ВТО, то особых преференций наша страна пока не ощутила. Но и катаклизмов не произошло. Хотя есть проблемы. Так, на 21% увеличился импорт молочных продуктов, и только действия правительства как-то сгладили последствия для наших производителей молока. На 6% выросли объемы ввоза живых свиней, в связи с чем из преференциального списка были убраны развивающиеся страны. То есть ситуацию стабилизировали. Но бизнес, который в этой отрасли работает, ждет от государства следующих шагов, чтобы вслед за стабильностью последовало развитие. Серьезные проблемы могут возникнуть у нашей легкой промышленности.
На базе Центра международной торговли мы создали аналитическо-консалтинговый центр "Россия в ВТО". Привлекли туда видных ученых-экономистов, кто глубоко знает эту тему. Они анализируют ситуацию, нарабатывают рекомендации для участников внешнеэкономической деятельности. Центр проводит обучение по нормам и правилам ВТО как с выездом на места - обучающие семинары уже состоялись в 17 регионах, так и дистанционно. Что порадовало: кроме бизнеса интерес к этой теме проявили представители администраций регионов, главы муниципальных образований. Но, к сожалению, несмотря на то что мы в ВТО 18 лет вступали, специалистов по этой тематике у нас немного, особенно в отраслевом разрезе. Конечно, крупные корпорации к присутствию в ВТО лучше подготовились, у них есть финансовые возможности, чтобы привлечь людей, которые в этом разбираются. Субъектам малого и среднего предпринимательства гораздо труднее вписаться в ВТО. К тому же в отношении российского экспорта действуют около 70 ограничений различного характера (нетарифные меры регулирования, квоты, антидемпинговые меры, технические барьеры и т.д.), причем их немало и со стороны наших главных торговых партнеров - Евросоюза (16 мер) и Белоруссии (12).
- Какие еще проблемы характерны для нашего бизнеса и что может ожидать его в 2014 году?
Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ: В числе проблем я бы назвал качество малого бизнеса. По количеству, конечно, тоже есть претензии, поскольку в этом году около 500 тыс. индивидуальных предпринимателей не пожелали продолжать свое дело. Львиная доля малых предприятий работают в сфере торговли и посреднических услуг. Инновационных предприятий у нас всего 3-4%.
И естественно, что нам нужна прямо противоположная статистика, чтобы создавать высокопроизводительные рабочие места, диверсифицировать экономику.
Еще один традиционный вызов: дорогие короткие деньги. Также и крупный, и малый бизнес сегодня ставят на первое место вопрос кадров, причем всех мастей: от слесаря до топ-менеджера. Ну и, конечно, коррупция. В последнее время уровень коррупции удалось снизить, но до окончательной победы еще далеко. И сейчас мы призываем бизнес всех уровней подписаться под Антикоррупционной хартией и тем самым отказаться от применения нелегальных схем в достижении своих интересов. Ведь коррупция присутствует не только в отношениях власти и бизнеса, как у нас принято считать, но и бизнеса с бизнесом. Взять, например, те же откаты при закупках материалов.
В следующем году таким вызовом станет утилизационный сбор для отечественного автопрома, введенный по настоянию ВТО, чтобы создать одинаковые условия для конкуренции с зарубежными предприятиями. Это весьма ощутимая сумма: для "газелей" сбор составит около 120 тыс. руб., для автомобилей большей грузоподъемности - 200 тыс. руб. Государство, конечно, будет поддерживать производителей автотехники стандартов Евро-4 и Евро-5, чтобы как-то компенсировать увеличение стоимости машин - это как раз правилами ВТО не запрещено. Но надо понимать: всем государство помочь не в состоянии.
- А в чем наш бизнес недорабатывает? Достаточно ли у него амбиций? Такое впечатление, что мы не хотим быть первыми, нам достаточно окопаться во втором десятке...
Катырин: Отчасти это так. И многие из тех предпринимателей, которые могли бы поставлять товар на внешние рынки, слабо туда стремятся, потому что достаточно зарабатывают на своем поле. Но я бы не относил это ко всему бизнесу. Все-таки условия существования нашего и зарубежного бизнеса сильно отличаются. Но в России, впрочем, как и везде, бизнес стремится туда, где легче. Почему у нас большинство субъектов МСБ - это сфера торговли и посредничества? Потому что там оборачиваемость средств быстрее, легче заработать, большой вал наличных, а проконтролировать процесс гораздо труднее.
У крупных компаний другая болезнь - желание покупать зарубежные активы превалирует над желанием вкладывать средства в России. При том, что в этом же направлении можно двигаться и у нас. Но это сложнее.
- Насколько законодательная и исполнительная власть прислушивается к мнению бизнеса в нормотворческой работе?
Катырин: В этом году мы неплохо поработали с законодателями. Экспертную оценку ТПП РФ получили около сотни законопроектов. И наши отзывы большей частью были учтены. Эксперты ТПП много работали над поправками в Гражданский кодекс, законом о Федеральной контрактной системе, начиная с дискуссии, нужен ли этот закон вообще. Трудились и над законом, и над подзаконными актами. Первое января уже не за горами, но пока, к сожалению, готов не весь комплект документов, которые позволят закону о ФКС работать в полную силу. Предстоит принять еще 6 постановлений правительства.
- Как, по вашему мнению, действие закона о Федеральной контрактной системе повлияет на деловую активность малого и среднего бизнеса?
Катырин: Объем госзакупок сегодня около 7 трлн руб. При разработке закона о ФКС палата стремилась отстоять позицию, чтобы не менее 20% госзаказа досталось МСБ. В итоге осталось 15%. Тоже неплохо. Но дело в том, что грамотно отследить, чтобы МСБ досталось именно 15, а не 5%, практически невозможно. Надеюсь, что в ближайшее время наши специалисты вместе с представителями ФАС выработают механизмы контроля этого показателя.
Вторая проблема - это размещение госзаказа вообще. Россия не подписывала никаких обязательств в этом отношении. Поэтому у нас есть возможность оказывать преференции своим производителям. Такая практика существует во всем мире, мы тут Америку не открыли. Вопрос в другом: кого считать российским производителем? Тех, кто здесь отверткой собирает целое из деталей, произведенных за рубежом, или тех, кто целиком локализует производство в РФ? Надеюсь, что в следующем году у нас в стране придут к ясности по этому вопросу. Тем более что мы работаем на Едином экономическом пространстве с Белоруссией и Казахстаном. Но при этом доступа к госзаказам в этих странах напрямую не имеем - только через местные предприятия. Для крупного бизнеса, способного приобрести казахстанское предприятие или хотя бы его часть, это, конечно, не преграда, но вот МСБ в этом плане явно проигрывает.
- Какова роль бизнес-объединений (система ТПП, "ОПОРА России", "Деловая Россия", РСПП) в решении проблем наших предпринимателей?
Катырин: Она растет с каждым годом. Власть в последнее время создала массу площадок для коммуникации с бизнесом. Представители всех бизнес-объединений принимали активное участие в разработке "дорожных карт" Агентства стратегических инициатив.
Мне кажется, что власть нас слушает и слышит. Сужу об этом по тому, как обсуждался четвертый антимонопольный пакет. На последнем совещании, которое проводил первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, дали высказаться всем представителям "большой четверки". Думаю, роль объединений предпринимателей и дальше будет возрастать. В Послании Федеральному Собранию президент говорил о необходимости реформирования третейских судов и поручил ТПП и РСПП разработать законопроект о реформировании третейского разбирательства в РФ. Предстоит большая совместная работа, поскольку третейская система нарабатывалась десятилетиями и все лучшее в ней необходимо сохранить.