24.12.2013 00:03
Культура

Юрий Богомолов: Даты - замечательный повод, посмаковать былое

Текст:  Юрий Богомолов (обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №290 (6266)
За окном неверный снег пополам с реагентами. В телевизоре тоже как-то серо и слякотно. Оператор Витя Хрусталев уехал в Одессу, словно за границу. (Так ведь по нынешним меркам и правда, без всяких "словно" - в другую страну). Свято место в сериальной линейке на Первом занял "Нюхач". В эфир "России" вернулась следователь Мария Швецова со своими "Тайнами следствия". И еще: пара юбилеев больших артистов - Галины Волчек и Леонида Броневого, плюс сбоку-припеку - древний грек Сократ на канале "Культура".
Читать на сайте RG.RU

* * *

"Нюхач" - парафраз "Шерлока". Та же шахматная доска. Материал, из которого выточены фигуры, несколько иной. Талант нового Шерлока - другой. Его метод - не индукция, и не дедукция, а вынюхивание. И не в переносном, а в прямом смысле. Понятно, что применение своему таланту он способен найти только в сыскном деле. Он его и находит сначала в качестве советника, а потом и штатного сотрудника спецслужбы. Ну а дальше разыгрываются хорошо знакомые комбинации с расследованием запутанных и особо тяжких преступлений. Первый сезон окончен. Обещан второй. Преступлений на его век, по-видимому, хватит и еще останется... на следующий сезон для следователя Марии Швецовой.

Даты - замечательный повод посмаковать былое

Сейчас у нее 13-й сезон в эфире телеканала "Россия". Ни у кого из отечественных следаков не было столько сезонов. И, надо сказать, рекорд заслужен. Этот долгоиграющий криминальный сериал - наиболее человечный из всех, что дожили до наших дней. Мария Швецова - молодец. Она, кажется, за минувшие годы так и не продвинулась по службе. Просто переходила из одного ведомства в другое. В каком она сейчас, затрудняюсь уверенно утверждать. Кажется, в Следственном комитете... Но это - не суть. Суть то, что она в деле, в работе. Что она предана и тому, и другому. Как-то так в это веришь без лишних слов с ее стороны. И не только по причине хорошо выписанной роли, но и благодаря ее исполнительнице актрисе Анне Ковальчук. У нее неведомым способом получается быть убедительной в своей достоверности. Ну вот хотя бы в том, что проза ее профессии для нее не долг, а что-то иное... Внутренняя потребность, что ли... Но и от нее человек устает. Это видно по глазам героини. Тем не менее канал продолжает рассчитывать и на актрису, и на созданный ею вкупе с многочисленными сценаристами и с еще более многочисленными режиссерами образ. Жаль, правда, что по ходу жизни сериала с него опадают, словно осенние листья, примелькавшиеся и даже вроде как полюбившиеся герои. В 13-м сезоне по-английски ушел особенно ценный оперативник Володя Винокуров, начальник убойного отдела. Хорошо, что остался Федя Курочкин. Но "доживет" ли он до следующего сезона?

* * *

Дожив до уикенда, зритель погружается в тину развлекательных проектов. Воплей восторга - много, а удовольствия никакого. Исключение - "Голос". И еще - датские мероприятия по случаю юбилеев Леонида Броневого и Галины Волчек.

Даты - замечательный повод, посмаковать былое и заслушать их думы о том, что пережито. Актерский успех Галины Борисовны Первый проиллюстрировал "Осенним марафоном". А во славу Броневого "Культура" всю неделю крутила "Семнадцать мгновений весны". Но и в этом почтенном деле важно не перемаслить масленное.

На Первом сразу после документального фильма "Галина Волчек. Новый образ к юбилею" последовал юбилейный вечер в театре "Современник". По заранее опубликованной программе после "Времени" должно было состояться шоу "Сегодня вечером" Андрея Малахова. И я был более чем уверен, что увижу на нем по левую руку от ведущего опять Галину Борисовну и далее всех тех ее друзей, что довелось увидеть в "Современнике".

Мария Швецова - молодец. Она, кажется, за минувшие годы так и не продвинулась по службе

Я ошибся. Свято место Малахова оказалось занято торжественным концертом по случаю дня сотрудников ФСБ. Но Малахова в компании с Волчек мы все-таки увидели. Он несколько раз мелькнул в партере театра "Современник". А героем юбилейного вечера стал не он, а Геннадий Хазанов, которого мы уже привыкли видеть больше в качестве председателя (или рядового члена) жюри, нежели как артиста в той или иной роли. А тут он вышел как артист, чтобы поздравить юбиляра. Вышел он в образе Фаины Георгиевны Раневской. Внешнее сходство ему организовали, видимо, гримеры других проектов Первого - "Один в один" и "Повтори". А над внутренним - он сам постарался. То, что артист рискнул возвысить юбиляра путем уничижения ее коллег, это понятно. Наверное, другого варианта у него не было. Но почему в его стихотворно-поздравительном подношении было столько мата? Матерные слова не запиликивались. В этом не было нужды. Стихотворец посредством рифмы их подразумевал, публика их радостно узнавала и аплодировала. Все-таки оскорбительно-матерный язык в нашей стране настолько и общедоступен и общеупотребителен, что порой и слова не надо произносить. Скажи только первую букву, и все всё поймут.

* * *

Так, а причем здесь Сократ? И какое отношение имеет этот древний грек к ТВ?

Во-первых, прямое. Эдвард Радзинский прочел свою пьесу "Беседы с Сократом" в минувшее воскресение на канале "Культура". До этого о ней шел разговор в программе "Наблюдатель", где автор интересно и живо поведал, как долго ей не давали хода на публику. Тогдашние министерские чиновники возражали, поскольку предполагали, что пьеса про них, не догадываясь, что своим запретом расписываются в сходстве с теми, кто убил Сократа. Во-вторых, и сегодня могут быть возражения против пьесы, в которой звучит изречение: "Исследуешь добро и обнаруживаешь зло". Или: "От молвы нет защиты".

Разве только другая молва...

ТВ и сериалы