Вчера в этот список были внесены и только что сошедшие с думского конвейера законы, которые продолжают обустраивать российское правовое пространство. По-новому предлагается в России оказывать социальные услуги гражданам и оценивать вредность рабочих мест. Уточняются условия платы за проезд по автодорогам, изменяется порядок формирования Общественной палаты, вводится категорический запрет устраивать азартные игры, скрывая их под видом лотерей. И наоборот - проводить лотереи с использованием игровых автоматов. Но главным, безусловно, был в последний день сессии пакет документов по пенсионной реформе, который парламентское большинство успешно провело через окончательное третье чтение, несмотря на возражения думской оппозиции.
"Эта сессия вновь выдалась крайне напряженной и сложной", - подвел итог законотворчества четырех месяцев председатель Госдумы Сергей Нарышкин, напомнив коллегам и о поправке к Конституции, которая вносилась по инициативе президента, и о сложностях работы над законопроектами о реформировании сферы науки и только что запущенной Думой пенсионной реформе. А еще была амнистия. Даже две, если считать и экономическую, которая объявлена в конце весенней сессии, но продолжалась и осенью.
"Именно в эту сессию был принят и один из самых сложных бюджетов. Однако обсуждение его было честным и абсолютно открытым. При этом мы начали развязывать те узлы, которые существовали в бюджетной системе и в сфере парламентского контроля. По сути, возвращаем парламенту те полномочия, которыми - по духу нашей Конституции и по всему историческому опыту - должен обладать именно он", - заявил спикер. И пояснил, как Госдума воспользовалась вернувшимися ей полномочиями: "В бюджет следующего года и на трехлетку мы стремились заложить выполнение всех заявленных социальных обязательств, обеспечение экономического роста, повышение эффективности бюджетных расходов. Именно в этом главная миссия перехода на программно-целевой принцип".
Как и в любом парламенте, на нашу повестку влияли события не только внутри страны, но и за ее пределами, признал председатель Госдумы, отметив, что в уходящем году "Россия убедительно и аргументированно заявила международному сообществу о необходимости строгого соблюдения всеми государствами норм международного права, уважения суверенитета, прав и свобод граждан других стран". А твердая позиция политического руководства России в отношении событий вокруг Сирии, Ирана, Украины, по словам Нарышкина, "привела в чувства многих, кто стал забывать, что такое международное право и в чем состоит этика межгосударственных отношений".
Новое звучание получила тема интеграционных экономических проектов. Здесь, безусловно, на первом месте стоит евразийское направление. "Следующий год должен стать решающим на пути к Евразийскому экономическому союзу, который открыт для присоединения и других участников", - полагает спикер.
Как достижение уходящего года и завершившейся осенней сессии Сергей Нарышкин отметил ставшее более тесным взаимодействие двух палат Федерального Собрания. "Во главу угла мы поставили интересы развития российского законодательства и реализацию конституционных полномочий парламента", - подчеркнул спикер нижней палаты. Отчет о состоянии российского законодательства как раз и стал результатом совместной работы обеих палат Федерального Собрания с региональными парламентариями.
По итогам этого отчета Сергей Нарышкин уже сделал несколько поручений, выполнять которые профильным комитетам Госдумы придется начать сразу после новогодних каникул. " Мы просто обязаны совершить качественный переход к новому уровню законотворческой политики как важнейшему звену в строительстве подлинно правового государства", - напутствовал коллег на работу Нарышкин, не скрывая, что это будет непросто.
Спикер считает, что планы Госдумы должны сейчас и готовиться, и формироваться иначе. С более жестким соблюдением сроков и с большим вниманием к мнению общества. С четким пониманием общенациональных приоритетов и строгим соблюдением собственного регламента. Но и законотворческий план правительства, по мнению Нарышкина, депутаты должны знать и контролировать. Поэтому он предложил раз в год в рамках "правительственного часа" заслушивать отчет о законотворчестве кабмина. И один или два раза в сессию на Совете Госдумы рассматривать вопрос о том, как идет плановая работа над законопроектами.
Как предполагает Нарышкин, "в регламент следовало бы внести норму, в какой срок до окончания работы пленарных заседаний Госдумы мог бы быть внесен законопроект, с тем, чтобы депутаты смогли тщательно над ним поработать", а не принимать документ в спешке.
"Думаю, что вопросы соотношения политики и права - так же, как права и нравственности - должны найти отражение в следующем Отчете о состоянии отечественного законодательства. Если мы хотим избавиться от правового нигилизма, то уровень общественной морали и поведение всех представителей власти, включая парламентариев, должны быть безупречными. И если мы хотим жить в правовом государстве, то верховенство права должно стать определяющим фактором всей государственной политики", - определил спикер задачи на будущее и добавил: "Мы обязаны совершить качественный переход в законотворчестве. Но для этого нужны и высокий профессионализм, и готовность к межфракционному диалогу, и твердые нравственные устои. Этика поведения здесь не последний фактор. Сегодня это становится все более очевидным. Возможно, поэтому голос парламента сейчас слышен. А его мнение становится все более значимым".
"Нам еще многое предстоит сделать, чтобы укрепить авторитет представительной власти. В год 20-летия Госдумы мы взяли хороший старт и должны держать эту планку все последующие годы", - заявил Сергей Нарышкин, закрывая осеннюю сессию, и выразил надежду, что 2014 год станет "решающим для роста качества и законодательства, и самого правотворческого процесса".