В Тверской области в 2013 году продолжили политику снижения затрат на производство тепловой энергии - в первую очередь, за счет перевода существующих котельных на торф и древесные отходы. Оба вида биотоплива находят здесь все большее применение - и не только потому, что Тверская область фактически стоит на торфяниках. Это экономически оправданно: "дотянуть" газовую трубу в некоторые районы пока в силу разных обстоятельств невозможно.
В то же время мазут и уголь - основная альтернатива "голубому топливу" - стоят дорого, и по сравнению с ними торф и опилки зачастую дают двукратную экономию. Так, по данным регионального министерства ТЭК и ЖКХ, стоимость биотоплива, необходимого для выработки одной гигакалории энергии, составляет 1138 рублей, а жидкого печного топлива в пересчете на те же единицы - 2407, угля - 1421.
Сейчас на территории области 809 источников теплоснабжения, половина работает на газе, а 27 котельных - на жидком топливе, сообщили в министерстве. Причем, к началу отопительного сезона 2013-2014 котельных, сжигающих мазут, осталось только пять - в Нелидовском районе. Остальные 22 являются котельными смешанного типа, так как котлы, работающие на мазуте, оставлены в качестве резервных.
Еще в 363 тверских котельных используют твердое топливо: уголь, торф, дрова и отходы деревообработки. Их-то и предстоит "удешевить" в рамках комплексных программ развития коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Тверской области. К сожалению, ограниченные возможности бюджетов и недостаточный приток частных инвестиций в "малую энергетику" региона не позволяют сделать это быстро, за несколько лет. Но процесс идет. Так, в рамках соглашения между региональным правительством и НП "Региональная Энергетика" построена линия по производству торфяных брикетов на территории Торжокского района. Общий объем инвестиций составил 27 миллионов рублей. Завершена и модернизация двух котельных, которые будут работать на этих брикетах.
Впрочем, несколько вновь построенных и модернизированных ранее котельных уже топят дома и учреждения экологичным топливом. Такие, к примеру, работают в Максатихинском, Весьегонском и Молоковском районах на древесных отходах - их общая мощность составляет 16 мегаватт. Аналогичную котельную мощностью около трех мегаватт частный инвестор установил в райцентре Западная Двина, а в августе 2012 года здесь же появилась еще одна трехмегаватная "биотопка", после чего власти вывели из эксплуатации две угольные котельные. Общий объем инвестиций в оба объекта превысил 37 миллионов рублей.
Большое внимание развитию этого сектора уделяют и во Владимирской области, которая, по разным данным, обладает значительными запасами торфа - от 130 до 170 миллионов тонн. К началу XXI века добыча этого ресурса резко сократилась, и в результате огромное природное богатство стало опасным. По сути, катализатором создания масштабной региональной профильной программы стали многочисленные и трудно поддающиеся тушению торфяные пожары лета 2009 года.
Для реализации комплекса мер по развитию отрасли в регионе выбрали кластерный подход, объединив предприятие по переработке торфа, инжиниринговое подразделение по разработке и производству специализированного теплового оборудования, в частности, модульных автоматизированных котельных, и компанию, осуществляющую эксплуатацию и модернизацию угольных и мазутных котельных путем их перевода на торф. За шесть лет в эту сферу в регионе планируют вложить 1,1 миллиарда рублей из внебюджетных источников. Результатом должно стать увеличение добычи топливного торфа в десять раз и выход к 2015 году на ежегодный объем не менее 180 тысяч тонн.
Планируется реконструкция наиболее проблемных котельных. Как сообщил вице-губернатор Алексей Конышев, в области насчитывается 70 котельных, работающих на угле или мазуте. Они имеют значительную степень износа, низкий КПД и, соответственно, высокий средний тариф на отпускаемую тепловую энергию.
В реализацию проекта по альтернативному топливу уже вложено 450 миллионов рублей. Благодаря этому создано более 120 рабочих мест в отдаленных сельских поселениях, поступило налогов на 72 миллиона, а экономия средств казны на содержание котельных составила 25 миллионов рублей. Таковы промежуточные финансовые результаты работы биоэнергокластера. За три года восстановлена производственная инфраструктура, позволяющая добывать не менее 100 тысяч тонн торфа в год. Закуплена специальная техника, машины, механизмы, возобновлена система узкоколейных дорог общей протяженностью 130 километров. На производственных площадях добывающего предприятия в поселке Мезиновский уже введен в эксплуатацию уникальный для России завод по переработке торфа в брикеты производительностью две тонны в час.
Среди потребителей промышленников, в основном, собственные котельные корпорации, домовладельцы, придорожные кафе в Гусь-Хрустальном районе и турбазы под Владимиром. В рамках соглашения с администрацией области модернизировано и переведено на торфяное топливо шесть котельных общей установленной мощностью 3,9 мегаватта, построено еще четыре таких объекта на 7,2 мегаватта. Новые торфяные котельные в Судогодском районе будут обслуживать два детских сада, школу, поликлинику и ряд других социальных объектов, а также жилой сектор общей численностью населения более трех тысяч жителей.
- Сейчас перед нами стоит серьезная задача увеличить количество котельных, прежде всего - в тех населенных пунктах, где не предусмотрено подведение газа, - подчеркивает Алексей Конышев.
Кстати, одним из существенных результатов работы кластера стало повышение безопасности: за два года на участках торфоразработки не произошло ни одного пожара.
Белгородская область несколько лет назад одной из первых в ЦФО начала развитие альтернативной энергетики - с установки солнечных батарей и ветрогенераторов. В регионе уже работают две биогазовые станции, одна из которых - промышленная - имеет собственную научную лабораторию. Кроме того, принята программа по развитию альтернативной энергетики, бюджет которой практически равен региональной казне - свыше 60 миллиардов рублей.
При этом эксперты, изучив эффективность солнечных батарей, ветрогенераторов и биогазовых установок, решили сделать приоритетом строительство последних. Так, уже выбраны места для трех новых станций. Две планируют возвести в Грайворонском районе рядом со свиноводческими комплексами и фермой. Третью намерены создать в нескольких десятках километров от Белгорода - у колхоза имени Фрунзе.
Эксперты подчеркивают, что расположение биогазовых станций полностью зависит от сырьевой базы для них. Затраты на перевозку отходов могут быть немалыми, а себестоимость киловатта электроэнергии в настоящее время и так достаточно высока - от восьми до десяти рублей. Именно поэтому в институте альтернативной энергетики открыли лабораторию, где специалисты изучают эффективность того или иного сырья для станции.
Исполняющая обязанности начальника лабораторной биогазовой установки Лариса Гончарова отмечает, что эксперименты, которые проводят в лаборатории, позволяют определить объем и состав биогаза, вырабатываемого из того или иного сырья.
- Сопоставление данных позволит выстроить максимально эффективную и экономичную схему загрузки по каждому виду сырья для промышленных биогазовых станций, - поясняет она.
Так, первая в России промышленная биогазовая станция "Лучки" стала перерабатывать не только свиноводческие стоки и отходы бойни, но и свекловичный жом, а с недавних пор - еще и силос сорго.
Эксперты отмечают, что все эти опыты направлены на снижение себестоимости конечного продукта - электроэнергии, и в целом прогнозы специалистов достаточно оптимистичны. Так, генеральный директор института Виктор Филатов заявил, что через два года стоимость производства одного киловатт-часа "зеленой" энергии на станции "Лучки" составит всего два рубля. Развитие отрасли тормозит лишь отсутствие "зеленого тарифа", который должен быть принят на федеральном уровне. Это заставляет инвесторов повременить с реализацией проектов.
Помимо строительства биогазовых станций, в Белгородской области решили продолжить установку солнечных батарей. В частности, в будущем году запланировано начать возведение электростанций мощностью до пяти мегаватт. Тем временем от внедрения ветрогенерации отказались - существующие установки показали недостаточную эффективность.