В эти дни институт отмечает свое семидесятилетие. Председатель совета директоров Сергей Берглезов рассказал, чем живет коллектив и почему так важно, чтобы время было точным.
Сергей Михайлович, до окончания года остались считаные дни. Чем он был знаменателен для вашего института?
Сергей Берглезов: Разработкой и производством систем единого времени. Это когда на одном объекте или на одной территории все часы показывают одно и то же время. Как это достигается? Путем создания комплекса аппаратуры, которая, пользуясь с одной стороны, глобальными навигационными системами ГЛОНАСС, GPS, сетью радиовещательных станций специального назначения, принимает, обрабатывает и хранит информацию о точном времени и доводит ее до потребителей.
Для россиян главный источник точного времени - кремлевские куранты. Ваш институт следит за ними?
Сергей Берглезов: Конечно, в Кремле стоит наша часовая станция. Она генерирует время с точностью до долей секунды, чтобы колокола курантов отбивали нужное количество ударов, а стрелки часов показывали точное время. И не только на часах Спасской башни, но и на других башнях Кремля и еще на сотнях часов, расположенных в различных помещениях, в том числе в кабинете президента.
А почему так важно знать точное время - до долей секунды?
Сергей Берглезов: Для бытового потребителя это не так принципиально. Но это важно для решения задач армии и флота, особенно стратегического назначения. Подводная лодка уходит в походы на 6 месяцев. Наша обязанность обеспечить ей автономность во времени. Точность стрельбы и выполнение всех боевых задач регламентируются до долей секунды. Один раз, уходя под воду, лодка должна получить точное время и четко придерживаться его в течение полугода. Это обеспечивает наша аппаратура на самых современных проектах подводных лодок "Санкт-Петербург", "Юрий Долгорукий", "Северодвинск".
Объекты повышенной опасности, атомные станции, аэропорты и другие промышленные предприятия нуждаются во временной четкости и синхронизации, чтобы системы и агрегаты работали без сбоев.
Создаем мы и эксклюзивные часы, которые украшают города. В Москве практически все башенные и фасадные часы сделаны ОАО "НИИЧаспром". В том числе цветочные часы на Поклонной горе, часы на зданиях МГУ, РЖД. География использования нашей продукции обширна - от Калининграда до Анадыря, от Мурманска до Баку. Есть она и на Мальте, в Индии, Казахстане и многих других государствах.
Удается ли вам выдерживать конкуренцию с производителями аналогичной продукции на мировом рынке?
Сергей Берглезов: Есть европейские производители однотипной продукции. Но мы знаем природные особенности России, и наша аппаратура к ним адаптирована. Ни один зарубежный производитель еще не сделал часы, которые бы работали при минус 50 и плюс 80 градусах. А мы сделали. Потому что работают у нас уникальные специалисты, любящие свое дело, отдающие ему свои знания, талант и опыт. Юбилей института - это их праздник. Доброго им здоровья и новых успехов в работе!