1.Псевдоним "Хармс" Даниил Ювачев взял себе еще в детстве. Так он подписывал свои школьные тетради. Но позже он несколько раз менял фамилию, подписывая рукописи как Чармс, Хаармс, Хармс-Дандан, Хормс и прочее (исследователи насчитали около 40 вариантов). В его дневнике записано: "Вчера папа сказал мне, что, пока я буду Хармс, меня будут преследовать нужды. Даниил Чармс".
Есть предположение, что "Хармс" появилось от слияния французского "charm" - "обаяние" и английского "harm" - "вред".
2.Хармс считался одним из самых талантливых детских стихотворцев, что неудивительно - дети любят словесные нестыковки, игру в чепуху, смешное нарушение порядка. Самуил Маршак и Корней Чуковский считали его предтечей детской литературы. Однако отношение самого Хармса к детям было далеким от обожания. У него вышло около 20 детских книг, но большого значения автор им не придавал - он писал их исключительно для заработка. При жизни Хармса было опубликовано всего два его "взрослых" стихотворения.
3.Даниил Хармс прожил всего 36 лет. В 1941 году его арестовали в третий раз, и больше он не вернулся - последние месяцы жизни, до кончины в феврале 1942 года, пробыл за решеткой. Писателя реабилитировали в 1956 году. Первые его два стихотворения опубликовали в 1965-ом, отдельные издания произведений появились за границей в 1970-е. Первое же советское издание "взрослых" произведений "Полет в небеса" увидело свет в СССР лишь в 1988 году.
4.В своем дневнике Хармс обозначил свое кредо: "Меня интересует только "чушь”, только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует только жизнь в своем нелепом проявлении. Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиеничность, нравственность, умиление и азарт - ненавистные для меня слова. Но я вполне понимаю и уважаю: восторг и восхищение, вдохновение и отчаяние, страсть и сдержанность, распутство и целомудрие, печаль и горе, радость и смех”. Он понимал, что юмор абсурда не будет понятен всем, и заявлял: "Скоты не должны смеяться".
5.В число наиболее близких ему писателей Хармс включил Гоголя (его он считал примером в деле сочинительства), Пруткова, Мейринка, Гамсуна, Эдварда Лира и Льюиса Кэрролла.
6.Хармс не только писал стихи, прозу и пьесы, но и неплохо рисовал, играл на валторне, фисгармонии, выбивал чечетку, придумывал головоломки, показывал фокусы, считался мастером розыгрышей, сочинял философские трактаты. Его стиль одежды считали вызывающим: рассказывают, что в начале войны Хармса принимали за немецкого шпиона из-за его одежды - необычной шляпы, высоких гольфов, цепочки с "загадочными" брелками.
7.Макс Фрай (это литературный псевдоним двух российских авторов - Светланы Мартынчик и Игоря Степина) в "Книге для таких, как я" заявил, что "русская литература не заслуживает Хармса… Хармс был нужен русской литературе как пресловутому зайцу пресловутый же стоп-сигнал. Как мертвому припарки… Правда потом выяснилось, что Хармс, как ни странно, позарез необходим огромному количеству читателей. Его любят особенной любовью. Нет другого автора, которого бы пародировали столь активно и анонимно, что некоторые, особенно удачные, подделки долгое время (до издания первого полного собрания сочинений) считались вышедшими из-под пера Хармса".