- Что сегодня собой представляет конный туризм?
- Сегодня конный туризм - это не только вид активного отдыха, но и международный любительский вид спорта. В него входят пять дисциплин. Среди них: конно-полевые выезды продолжительностью от часа до четырех дней; конные походы продолжительностью от пяти дней и более; соревнования по технике конного туризма, соревнования по конному туризму в упряжках и рабочие выездки.
Мы также проводим конно-туристические слеты, на которые собираются любители конного туризма, спортсмены и просто зрители. Там проходят конкурсы, небольшие соревнования, но главное - это возможность общения различных школ из разных регионов.
В России конный туризм только набирает обороты, и с каждым годом к этому процессу присоединяются новые субъекты. По нашим опросам, около 60 тысяч россиян из 56 субъектов Федерации желают заниматься конным туризмом.
Для сравнения, во Франции существует более 10 000 маршрутов разной длительности, а количество конных туристов доходит до 700 тысяч. Там в конце 1960-х годов при Федерации конного спорта был организован Национальный комитет конного туризма. Он систематизировал конные маршруты, в результате чего впервые был издан справочник по всем маршрутам. Позднее аналогичные организации были образованы в Италии и Бельгии. В 1975 году по предложению французской федерации национальные комитеты этих стран объединились и создали Международную федерацию конного туризма (FITE).
В советское время у нас были организованы конные маршруты в Алтайском крае, в Башкирии, Адыгее, Карачаево-Черкесии. В 80-х годах прошлого века ежегодно в конных походах участвовали более 50 тысяч человек. Путевки продавались через профсоюзные организации. Но в начале 1990-х распалась система продаж конных маршрутов через профсоюзы и практически все конные походы прекратили свое существование. Остались только единицы, которые проводились настоящими энтузиастами, зачастую без прибыли.
В 2000 году была создана комиссия по конному туризму, стали проводиться конные походы, в том числе и спортивные, была разработана классификация спортивных конных походов, которая позволяла разделить все походы на четыре класса сложности. Через четыре года был проведен первый слет, на котором прошли первые в России соревнования по конному туризму.
Процесс возрождения конного спорта был нелегким, но плодотворным, и в сентябре 2012 года на генеральной ассамблее Международной федерации конного туризма Россия стала полноправным членом этой организации. Теперь перед нами стоит задача подготовить сборную России к участию на чемпионатах мира и Европы. Мы планируем уже в следующем году попробовать свои силы на Европейском чемпионате в Италии.
- Сколько в России компаний, которые предлагают туристам конные маршруты? В каких регионах конный туризм развивается лучше всего?
- Если говорить о тех компаниях, которые непосредственно делают конные маршруты, то их чуть менее 400. Но есть еще базы и конюшни, которые организуют конные маршруты профессионально, есть также базы, которые просто катают своих гостей.
Конный туризм подразумевает умение всадника ездить верхом или управлять упряжкой, находить взаимопонимание с лошадью, ухаживать за ней во время путешествия. Это требует усилий и тренировок. Часто встречаются базы, которые под видом конного туризма предлагают поездку на спине лошади, но при этом не соблюдаются даже элементарные правила техники безопасности.
Конный туризм хорошо развит на Алтае, в Башкирии, Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Иркутской области, Хакасии, в Красноярском крае. В ноябре мы были в Мордовии и Самарской области, где уже в этом году стали проходить конные маршруты. Нашей целью является разработка конных маршрутов и проведение соревнований во всех субъектах, где есть лошади.
- Кто может заниматься конным туризмом и участвовать в соревнованиях?
- Конный туризм - любительский вид спорта, и в соответствии с российскими правилами в 1-м и 2-м классе соревнований может принять участие любой желающий. В соревнованиях в более высоких классах могут участвовать разрядники или победители отборочных соревнований, еще не оформившие свой разряд.
Для международных соревнований мы будем вести Всероссийский рейтинг спортсменов, из которого будем составлять сборную команду России.
По существующим законам "Об основах туристской деятельности в РФ" и "О физической культуре и спорте в РФ" все туристы и спортсмены, участвующие в соответствующих мероприятиях, должны быть застрахованы. Соответственно, если это тур или поход, то страхует в обязательном порядке туроператор, если это соревнование, то спортсмен страхуется сам или организация, его направляющая. Наличие страховки проверяет перед соревнованием мандатная комиссия.
- Как работает бизнес в этой сфере?
- Все зависит от того, какое место в системе эта компания занимает. Чтобы развивался конный туризм, необходимо сотрудничество различных компаний: это и сельскохозяйственные предприятия, и конезаводы, и сами конюшни, а также ковали, ветеринары, берейторы, инструкторы, гиды, туристические фирмы и многие другие.
- Где и по каким ценам покупаются лошади?
- Обычно для походов удобнее арендовать лошадей на месте - у местных владельцев лошадей или на конных базах. Местные лошади наиболее подготовлены к данной местности, знакомы с местным рельефом, а если это тур, проводимый периодически, то знакомы и с маршрутом.
К сожалению, в России дорогие услуги по перевозке лошадей и большие расстояния, поэтому и на соревнованиях разрешено арендовать местных лошадей для выступления. Эти требования не только в России, но и в мире. Хотя в Европе стараются выступать на своих лошадях.
Используют любых лошадей, не обязательно породистых. Прекрасно подходят обычные деревенские лошадки от трех лет. Стоимость лошадей варьируется от 60 до 150 тысяч рублей в зависимости от породистости и возраста лошади. В последнее время стали предлагать конно-полевые выезды для детей на пони.
- Что за люди организуют компании, занимающиеся конным туризмом? Тренеры? Коневоды? Или просто предприниматели?
- Бизнес достаточно тяжелый и требует большой ежедневной работы, поэтому занимаются им энтузиасты, увлеченные лошадьми.
В первую очередь необходимо понимать, что побуждает открыть именно этот бизнес. Как и в любом бизнесе, необходим взвешенный подход к его организации. Проведение анализа рынка, рисков, финансовых показателей. Не лишним будет написание бизнес-плана под конкретную конюшню или туристическую базу. Необходимо учесть: где будут пастись лошади, где будет храниться снаряжение для лошадей, где клиенты будут переодеваться, если предполагается многодневное пребывание, то ночевать и питаться. Необходимо составить список услуг, их цены, проанализировать предложения конкурентов, причем желательно не только близлежащих конюшен, но и других подобных организаций.
Как и в любом бизнесе, нужно определить источники финансирования. Необходимо также стараться учесть сезонные колебания спроса. Доходность и прибыльность нашего бизнеса небольшая, но при правильной организации прибыль получить можно.
- Какими законодательными актами регулируется этот вид бизнеса?
- Так как конный туризм, с одной стороны, относится к активным видам туризма, то эта деятельность регулируется Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Деятельность, связанная с организацией и проведением соревнований по конному туризму, прописана в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Также есть различные подзаконные акты, правила проведения соревнований, регламенты, рекомендации и другие документы, которые каждый, кто хочет заняться этим бизнесом, должен знать.