- По каким причинам чаще всего допускаются нарушения условий труда на рабочих местах?
- Основной причиной нарушений является допуск к работе сотрудников, не обученных охране труда. Это 35% нарушений. На втором месте находится необеспечение работников средствами индивидуальной или коллективной защиты. На третьем - непроведение оценки условий труда.
- Сколько нарушений в сфере условий труда выявлено в этом году?
- По итогам 11 месяцев 2013 года зафиксировано 425 тысяч нарушений на 42,5 тысячи проверок. На одну проверку приходится в среднем 10 нарушений законодательства в сфере охраны труда. Это не говорит о том, что у нас такие нерадивые работодатели. Просто приоритет в проверках отдается крупным, с большими коллективами, с большими производственными площадями предприятиям. Если мы говорим в целом о тенденциях, то количество выявленных нарушений снизилось на 11%. Мне сложно сказать, является ли это каким-то объективным трендом или результатом выбора проверяемых организаций. Но точно можно сказать, что инспекторы стали более жестко реагировать на нарушения. В 2013 году приостановлена эксплуатация 1129 единиц оборудования и производственных участков. Это на треть больше, чем в прошлом году.
- Просто ли привлечь работодателя к ответственности?
- Попытаться привлечь работодателя к ответственности можно. Но санкция невелика, а срок ее взыскания два месяца. Работодатель обжалует решение или затягивает суд, за это время срок привлечения к ответственности истекает. Эту проблему мы решим с принятием поправок в Кодекс об административных правонарушениях.
- Каким будет срок привлечения к ответственности?
- Год. Такой же как, например, по нарушению антимонопольного законодательства.
- Какие еще изменения вносятся в КоАП?
- Подготовлен целый блок поправок. Мы сделали разные составы административных правонарушений: за необеспечение работников средствами защиты, за непроведение СОУТ, за нарушение правил охраны труда. С одной стороны, наказание стало мягче, так как появилась возможность вынести предупреждение. С другой - жестче. Потому что появилась возможность выписать штраф в 200 тысяч рублей (сейчас - до 50 тысяч рублей), приостановить деятельность работодателя, дисквалифицировать должностное лицо работодателя. Но такие санкции применяются только в случае повторного нарушения.
- Когда эти нормы вступят в силу?
- Поскольку мы серьезно меняем правила привлечения к административной ответственности, то предусмотрели переходный период. Новые санкции начнут действовать с 2015 года, чтобы у работодателей была возможность привести в порядок дела.
- Какие отрасли сегодня являются наиболее опасными для сотрудников?
- Больше всего людей гибнет в строительстве. Одна из причин - стройка очень "живая", место работ постоянно меняется. Если мы возьмем металлургию или угольную промышленность, то там мы имеем дело со статичным производством. Другая причина - в целях удешевления процесса на стройку часто привлекаются необученные мерам безопасности рабочие. В итоге за 10 месяцев 2013 года на стройках погибло почти 500 человек. Это шестая часть от общего числа погибших. Если мы с вами возьмем обрабатывающие производства, на них погибло 363 человека. В сельском хозяйстве - 254 человека. Отрасль, которая традиционно считается самой опасной - добыча полезных ископаемых - демонстрирует показатель в 160 погибших. Потому что в той же угольной отрасли мощное профсоюзное движение, там часто бывают инспекторы Ростехнадзора и Роструда. Количество погибших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний постоянно снижается. Это хороший тренд. Потому что смертность на производстве, как лакмусовая бумажка, демонстрирует общее состояние дел. Гибель человека, в отличие от несчастного случая или профзаболевания, невозможно скрыть. Но, несмотря на положительную динамику, показатели все равно в разы выше, чем в других государствах с похожими или с более развитыми экономиками.
- С 2014 года в России начнет проводиться СОУТ. Зачем необходимо было менять аттестацию на спецоценку?
- В течение длительного времени из-за отсутствия санкций и экономических стимулов аттестация превращалась в профанацию. Поэтому введение спецоценки - это попытка начать писать эту историю с чистого листа. Потому что кто-то из работодателей ее не делал, кто-то делал за деньги. Такого быть не должно. Сейчас мы прописываем санкции даже для инспектора, который подписывает документы об оценке условий труда.
- Закон о СОУТ принимался под конец 2013 года. Не возникнет ли проблем в первые месяцы 2014 года с реализацией норм этого документа?
- Мы очень корректно прописали переходные нормы. Все фирмы, которые работают на этом направлении, продолжат работать до окончания срока действия у них аттестата аккредитации. Сейчас в реестре аттестующих организаций зарегистрированы 900 таких организаций. Все они сохранят право осуществлять СОУТ. Даже более того, мы сделали послабление. Примерно у 100-150 из них разрешительные документы истекают в течение 2014 года. Для того чтобы они не попали в сложную ситуацию, мы законом прописали норму, разрешающую им работать до 31 декабря 2014 года без продления документов.
- А как будет осуществляться переход с аттестации на спецоценку?
- Мы еще в апреле объявили о том, что будем менять с 2014 года правила игры. Встречались с работодателями, с профсоюзами, с профсообществом и говорили: коллеги, у кого долгосрочные контракты, планируйте свою деятельность таким образом, чтобы процедуры аттестации были завершены до 31 декабря 2013 года. Начиная с января 2014 года все документы выдаются уже по специальной оценке условий труда. Конечно, можно продолжать делать вид, что в государстве ничего не происходит. Но это неправда. Мы предупредили больше чем за полгода. Поэтому если нам кто-то в январе скажет, что две недели назад начал аттестацию рабочих мест, мне останется только посочувствовать.
- Некоторые опасаются, что к началу 2014 года не будет методики СОУТ.
- Методика уже одобрена на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Мы ждем номера закона, чтобы отправить ее в Минюст России. Но издать приказ во исполнение закона без самого закона мы не можем.
- Чем можно простимулировать работодателя создавать безопасные рабочие места?
- Основной мотив - это прибыль. Понятно, что более современное и автоматизированное производство дает большую прибыль с меньшими издержками на персонал. Мы можем лишь добавить к этому дополнительную выгоду. Так, если работодатель вложится в охрану труда, то у него будет ниже тариф страховых взносов в Пенсионный фонд. Снизится класс условий труда, станет меньше компенсационный пакет работнику, меньше отпуск. Но все это не очень находит понимание в среде профсоюзов. Многие думают: я лучше пылью подышу, но вы мне неделю дополнительного отпуска дайте. То есть в ряде случаев сотрудники сами не проявляют заинтересованности в том ,чтобы работать в безопасных условиях, им важнее выгоды, которые дает труд во вредных условиях.
- И какое решение было найдено?
- Мы нашли в итоге компромисс - решили, что такого рода улучшения работодатель должен делать совместно с профсоюзом. И со своей стороны будем стимулировать профсоюзы на то, чтобы они заботились одинаково и о социальных гарантиях для работников, и о безопасном труде.
- Стимулы, которые даны работодателям, настолько весомы, чтобы вкладываться в охрану труда?
- В 2012 году была введена линейка дополнительных тарифов страховых взносов. Сейчас мы ее пересматриваем. Новые тарифы должны действительно стимулировать работодателей вкладывать средства в условия труда. Переход на новую линейку тарифов для бюджета ПФР обойдется в 20 млрд руб., но эти деньги останутся в экономике, их можно вкладывать в безопасность труда.
- Что именно планируется изменить в тарифах страховых взносов?
- Сейчас вложенные в безопасность сотрудников средства не дают мгновенного эффекта. Так как, например, при расчете тарифов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в формуле заложено сравнение между уровнями профессиональной заболеваемости на конкретном предприятии и в среднем по отрасли. Профессиональная заболеваемость проявляется через 10-15 лет. То есть вложения в охрану труда имеют значительный отложенный эффект. Мы хотим, чтобы размер платежей зависел от вложений в условия труда. Тогда эти затраты будут сразу отражаться на тарифе взносов.
- Недавно на заседании Роструда была озвучена такая проблема: при смене работы люди часто теряют свои медицинские карточки, из-за этого их заболевания не фиксируются как профессиональные.
- Проблемы тут две. Первая связана с сохранностью медицинской документации. Нормы Закона от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривают создание системы электронного документооборота. Формирование истории болезни будет происходить в электронной базе данных. Человеку не придется идти по жизни с ворохом бумаг и анализов. А врач всегда будет иметь возможность познакомиться с заболеваниями пациента с момента его рождения. Вторая проблема в том, что у нас недостаточно хорошо развита служба профпатологии. Долгое время было все равно, из какого кармана заплатить работнику: из федерального бюджета, из ПФР или ФСС. Поэтому проблема, получил ли работник инвалидность вследствие профзаболевания или обычного заболевания, была вторична. Оказывается, в Москве больше всего профзаболеваний у летчиков Московского авиаузла - нейросенсорная тугоухость. А по факту эти люди просто научились лучше всех отстаивать свои права. Думаю, для нас восстановление реальной картины профзаболеваний - одна из задач на ближайшее время, которую предстоит решить.