Программа держится в телесетке ТВЦ с июня 1998 года. И тут очень кстати короткая и очень много объясняющая ремарка Нины Пушковой: "Большая часть нашей жизни с мужем - это сверхусилие. Я убеждена, что жизнь очень многих успешных людей - сверхусилие". И не секрет, что автор книги была и остается соавтором "Постскриптума". Надежная, спокойная семейная жизнь - это как умело оберегаемый окоп на передовой. В этом смысле популярная телепередача - под надежнейшей охраной.
И муж, как явствует из книги, всячески поддерживает стремление супруги быть рядом. Они всегда вместе. И потому Нина видела всех или, скажем, многих великих. Меня особенно интересовали персоналии из чужого мира. Вот чета Хиллари и Билла Клинтонов из США и из главы "Биллари". Можно часами рассуждать об этом политически-семейном дуэте, а можно привести один анекдот: "Став президентом, Клинтон распорядился удвоить штат охранников у своей жены. Почему? Да потому, - ответил Билл, - что если с моей супругой что-либо случится, мне придется быть президентом". Раз - и все ясно.
Или вот встреча с Генри Киссинджером. Усталый после долгого перелета из США и московских пробок, он сидит в холле и совсем не готов к встрече с Пушковыми. Но после обращения к нему Алексея: "Мистер Киссинджер" - мгновенно выпрямился, улыбнулся и преобразился на глазах. "И для меня, человека, который закончил вахтанговскую актерскую школу, было неважно, искренне или неискренне он нам улыбался", - замечает Пушкова. Штрих, но понятно, почему для многих именно Киссинджер, а не какие-нибудь Раск или Пауэлл, остается патриархом внешней политики США.
Но не надо думать, будто вся книга - о большой политике. Нина Пушкова вспоминает себя, молодую актрису, которая уже начала сниматься в одной из главных ролей фильма "Ночь над Чили". И вот оно счастье - творческим процессом съемок будет руководить сам Роман Кармен!
В нашем доме он бывал часто - вместе с моим отцом прошли войну, висит у меня до сих пор их фото у поверженного рейхстага. У нас Кармена называли "Рома" или "Ромка". Я был в прекрасных отношениях с сыном Кармена Сашей. Вот и ждал каких-то новых откровений о творчестве Кармена. Но Нина Пушкова пишет о том, что при ее знакомстве с Романом Карменом следует приглашение на позднюю репетицию в номер провинциальной гостиницы, где проживает съемочная группа. А там - банальные приставания и полный отказ, возмущение молодой артистки и гнев обиженного режиссера. А в результате роль ужимается до невозможности, мэтр наносит решительный удар по кинокарьере так хорошо начинавшей актрисы.
Для меня - своеобразный шок. Я-то знал Романа Лазаревича совсем с другой стороны. Но жизнь многообразна. Черные и белые краски - в ней не игроки.
Зато с удовольствием прочитал о стариках-вахтанговцах. Сейчас многие из них забыты. А Пушкова напомнила мне о ректоре "Щуки" Борисе Евгеньевиче Захаве. Может, кто-то помнит его по фильму Сергея Бондарчука "Война и мир", где народный артист СССР сыграл Кутузова. Сколько нового в рассказе о Захаве, который виделся мне скучноватым педантом. Хотя и заботливым немолодым отцом моей соученицы по специальной английской школе №1, в которую наши папы нас буквально втолкнули.
И таких эпизодов, главок, воспоминаний и встреч в "Романе с Постскриптумом" множество. Книга не только для гурманов. Прочитав ее можно многое и многих вспомнить. И узнать. Так что беритесь за чтение!