При этом уже выглядит не столь важным принадлежность министра рыболовства Сенегала к "зеленым" и несомненное влияние на ситуацию организации "Гринпис". Решение о задержании российского судна с применением силы, как и последовавшие за этим задержанием действия сенегальских военных, принимались официальным Дакаром. И он один несет полную ответственность за совершенные в отношении российских граждан противоправные действия, отказ в предоставлении экипажу медицинской помощи и введенные во время принудительной стоянки судна гуманитарные ограничения.
Допустил ли траулер во время плавания какие-либо нарушения, теперь выглядит вопросом вторичным. Судовладелец готовит иск в международный трибунал с требованием компенсировать ему понесенные от действий сенегальских властей материальные и репутационные потери. Несмотря на обещания, официальный Дакар до сих пор не предоставил в посольство России в Сенегале официальных материалов, объясняющих причины захвата траулера. А заявления сенегальской стороны о якобы предпринимаемых шагах для разблокирования ситуации, выглядят неубедительными с учетом сорвавшейся в последний момент встречи российских дипломатов с президентом Сенегала. Почему запланированные переговоры не состоялись, также осталось неясным.
Обозреватель "РГ" Евгений Шестаков.
Захват российского траулера, который сопровождался избиением сенегальскими военными капитана и членов команды, не может быть оправдан никакими экономическими доводами и является недружественным шагом в отношении Москвы. Фактически, речь идет об унижении, которое официальный Дакар, не важно, с подачи "Гринписа", или по собственной инициативе, допустил в отношении "российского флага". Такие шаги не должны оставаться без полноценного ответа.
Еще полвека назад аналогичные действия Сенегала в отношении любой мировой державы привели бы к молниеносной передислокации в регион военной эскадры "пострадавшей стороны" для защиты национальных интересов. Какой бы недемократичной по нынешним временам не выглядела эта реакция, она приносила результат. Потому что мировые державы знали, что допустимо, а что абсолютно неприемлемо в цивилизованном, насыщенном оружием мире, в отношении граждан других государств. И они считали необходимым жестко объяснять правила поведения властям тех стран, где полагали, что для них закон не писан.
Невозможно поверить, что сенегальские военные рискнули бы применить силу для задержания судна с американским, британским или французским экипажем. Все на что хватило бы смелости у официального Дакара, связаться по дипломатическим каналам с кем-либо из руководства этих государств, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Почему - очевидно: во-первых, у Вашингтона, как, впрочем, у Лондона и Парижа не возникло бы сомнений при решении вопроса о направлении к берегам Сенегала своих военных. Во-вторых, речь немедленно зашла об экономических санкциях в отношении официального Дакара, и, возможно, внесении в "черный список" отдельных сенегальских чиновников. И, наконец, в перспективе, не исключалось бы финансирование оппозиционных сенегальских партий для смены власти в стране и приходе более "дружественного" режима. Таков лишь малый набор мер, которые могли быть применены к принявшим слишком близко к сердцу проблемы рыболовства и рекомендации Гринпис, сенегальским властям.
Причиной нападения на российский траулер сенегальских военных, а иначе эти действия квалифицировать нельзя, возможно, стало ощущение безнаказанности, когда официальный Дакар, решил, что с "российским флагом" можно не церемониться. И действовать в отношении граждан России так, словно речь шла о моряках из соседних слаборазвитых африканских стран.
Очевидно желание российской дипломатии завершить разгоревшийся конфликт миром. Но вместе с тем Москва должна добиваться наказания лиц, виновных в жестоком обращении с экипажем. Этот вопрос следует вынести на все международные площадки - от судебных до политических.
Чем значимей будет присутствие российского военно-морского флота в регионах мира, тем меньше соблазна возникнет у отдельных иностранных государств использовать силу в отношении российских граждан. В то время, как спустив на дипломатических "тормозах" применение сенегальскими военными силы в отношении российского экипажа траулера "Олег Найденов", мы рискуем, что аналогичная история повторится у побережья других африканских стран.
Примерно два года назад руководство части западных государств согласилось с привлечением вооруженной охраны на свои гражданские суда для их защиты от нападения пиратов. В ряде случаев речь шла о привлечении профессиональных военнослужащих и применении военных конвоев для защиты своих граждан. Действия сенегальских властей в отношении траулера "Олег Найденов" выглядят актом государственного пиратства. А значит, возможно, Москве также следует рассмотреть вопрос о предоставлении ведущим в этих водах рыбный промысел российским судам необходимой военной помощи.