10.01.2014 00:50
Власть

Валерий Выжутович: Более чем в ста моногородах напряженная ситуация

Текст:  Валерий Выжутович
Российская газета - Федеральный выпуск: №3 (6275)
Город Байкальск вступил в новый год без своего главного и по сути единственного предприятия - целлюлозно-бумажного комбината. Решением правительства комбинат прекратил варку целлюлозы 13 сентября, а в последние дни декабря было официально объявлено о его закрытии. Сейчас производятся увольнения 350 работников, не пожелавших покинуть ЦБК по соглашению сторон, как три месяца назад сделали 450 человек. В течение еще двух месяцев они будут получать пособия, сказал председатель профсоюза ЦБК Юрий Набоков. Он также сообщил, что около 700 человек продолжают трудиться на ТЭЦ, очистных сооружениях, в транспортном цехе.
Читать на сайте RG.RU

Трудоустроить в Байкальске бывших работников ЦБК пытается правительство Иркутской области. Оно объявило о предстоящем создании нескольких новых производств, в том числе завода электроосветительного оборудования, на котором смогут найти работу около тысячи человек. Но, как сказал губернатор, "организация новых производств очень сложный процесс", поэтому остается одно - сделать Байкальск туристическим городом. (Но это очень и очень непростой вопрос. Тут уж точно не избежать новых дебатов и недоверия со стороны общества за судьбу Байкала.)

Таких моногородов как Байкальск в России более 450, и, по данным Института современного развития (ИНСОР), как минимум в 100 из них ситуация напряженная: закрываются предприятия, прогрессирует безработица, растут долги по зарплате... Спасением моногородов, попавших в тиски кризиса, занимается спецкомиссия, созданная при министерстве регионального развития. Федеральный центр готов разделить с местной властью и бизнесменами ответственность за экономику проблемных территорий. Потому что ни губернаторы, ни владельцы предприятий самостоятельно с этим не справятся.

Да, губернатор не кудесник. Он не способен одним напряжением воли спасти градообразующее предприятие от остановки, выплатить долги по зарплате и предоставить работу всем, кто лишился ее. Губернаторы всячески стараются предотвратить рост долгов по зарплате и ослабить гнет безработицы. Бизнесмены что есть силы проникаются социальной ответственностью. Но ни те, ни другие неспособны творить чудеса. Губернаторы даже под угрозой увольнения. Бизнесмены даже под угрозой национализации своих предприятий. Все же, что там ни говори, причины, вынуждающие власть временами переходить от системного управления к ручному, не сводимы к чиновничьей нерадивости или к социальной безответственности бизнесменов. Экономическая ситуация развивается по своим объективным законам, и не все тут зависит от воли конкретных людей. Как ни пугай губернаторов отставками, а привлечь инвесторов для создания альтернативы градообразующим предприятиям им далеко не всегда удается.

В ноябре ушедшего года правительство провело выездное совещание по проблемам занятости в моногородах. Совещание проходило в одном из таких городов - Тутаеве Ярославской области. Договорились, что часть расходов при увольнении работников закрываемых предприятий возьмет на себя госказна. Из нее же уволенным будут выплачиваться подъемные при переезде на новое место. Однако покидать моногород большинство потерявших работу не собирается. В том же Байкальске по цехам ЦБК сейчас ходят сотрудники службы занятости. Они предлагают уволенным вакансии в других регионах России, но пока мало желающих уехать из обжитого места. Похоже, уволенные работники ЦБК хотят, чтобы в их городе повторилось пикалевское чудо. Боюсь, их ждет разочарование. Власть постарается впредь как можно реже прибегать к ручному режиму управления. Перед правительством стоит задача отладить, довести до максимальной эффективности управление системное.

Но вообще-то не странно ли? Как только на карте, фиксирующей социальные завихрения, появляется очередное Пикалево или Байкальск, так сразу начинаются разговоры об ответственности власти, ответственности бизнеса. И почти никогда и ничего об ответственности так называемого простого человека за положение его собственных дел. "Как вы думаете, почему ситуация в Пикалеве накалилась до массовых акций протеста?" - этот вопрос в свое время задавали гражданам социологи Левада-центра. Затруднился ответить каждый третий. Остальные ответили так: "безответственные действия владельцев предприятий города" - 28 процентов; "по объективным причинам: страна находится в кризисе, предприятия сворачивают производство, закрываются, увольняют рабочих" - 19 процентов; "правительство России не предпринимает никаких эффективных мер по борьбе с кризисом и его социальными последствиями" - 13 процентов. Вот интересно: работники Байкальского ЦБК сами хоть что-нибудь сделали для защиты своих трудовых интересов? Рискну поделиться предположением: от них этого никто и не ждет. Они лишь объект попечения. К их воле, инициативе, самостоятельности, гражданским ресурсам государство и "социально ответственный" бизнес, эти главные попечители, не апеллируют. В массовое сознание транслируется установка на ожидание от власти скорой помощи, культивируется патерналистский, а не партнерский тип отношений между государством и его гражданами. И поэтому не убывает число плакальщиков, сочинителей жалобных писем властным структурам. Вряд ли оно уменьшится в наступившем году.

Позиция