Сегодня "РГ" вспоминает о Пе-2 и Пе-8 - двух легендарных машинах Владимира Петлякова.
Разработка этой машины началась в 1938 году. Через год Пе-2 совершил свой первый полет, а в серийное производство вышел в 1940 году.
Пе-2. Фото: РИА Новости www.ria.ru
Пе-2 стал самым массовым самолетом-бомбардировщиком, производившимся в Советском Союзе. Во многом это было обусловлено удачной конструкцией - оригинальные решения строения кабины предоставляли экипажу хороший обзор, а решетчатые тормозные щитки снижали скорость при пикировании. Кроме того, в Пе-2 было впервые применено электрическое управление рядом механизмов, что, впрочем, стало определенной проблемой - электродистанционное управление могло привести к самовозгоранию самолета.
Пикирующие бомбардировщики "Пе-2" готовятся к вылету на боевое задание. Калининский фронт. Фото: Максимов / РИА Новости www.ria.ru
Несмотря на все свои положительные качества, современность и технологичность, у летного и технического состава сложилось неоднозначное отношение к этой машине, в первую очередь из-за сложности управления Пе-2. Тем не менее, на этой машине воевали многие легендарные советские пилоты - Леонид Бобров, Василий Раков, Федор Литвинов и другие.
Самолеты Пе-2 на бомбометании. Фото: РИА Новости www.ria.ru
На базе того же опытного двухмоторного высотного истребителя "100", что и Пе-2, под началом Петлякова был создан Пе-3 - двухмоторный тяжелый истребитель Пе-3. Внешне он походил на своего собрата, отличался лишь отсутствием некоторых деталей.
Некоторые технические характеристики
Экипаж: 3 человека. Размах крыла: 17,13 метра. Максимальная взлетная масса: 8,5 тонны. Максимальная скорость: 540 км/ч.
Бригада Петлякова начала работу над новым бомбардировщиком в 1934 году, и уже в 1936 году представила первый опытный образец. Испытания показали прекрасные характеристики машины: на высоте до 11 км АНТ-42 (первое обозначение самолета) был практически неуязвим для противника, имел отличную маневренность для такой высоты, а также быстро набирал высоту при значительной загрузке. Машина получила новое обозначение ТБ-7 и должна была перейти в массовое серийное производство.
Пе-8. Фото: Анатолий Сергеев-Васильев / РИА Новости www.ria.ru
Массовое производство, впрочем, так и не началось. Нужен ли был советской армии тяжелый стратегический бомбардировщик дальнего действия - руководство так и не смогло решить. Предпочтение отдавалось более легким пикирующим Пе-2. Выпуск ТБ-7 производился лишь небольшими сериями вплоть до 1945 года. После гибели Петлякова в 1942 году название самолета сменили на Пе-8.
Экипаж боевого самолета Пе-8. Фото: В. Шияновский / РИА Новости www.ria.ru
На протяжении войны самолет использовался в основном для стратегических бомбардировок, а также в пропагандистских целях. В частности, этими машинами велась бомбардировка Берлина в августе 1941 года. Не повлияв в значительной степени на ход войны, эта операция была необходима как демонстрация возможностей советской авиации, стала ответом на заявления Германа Геринга о том, что "ни одна бомба никогда не упадет на столицу рейха". Также, уже в 1942 году Пе-8 совершил перелет над оккупированной Европой с целью доставить советскую делегацию на переговоры в Лондон. После окончания войны для Пе-8 нашлось мирное применение - на этих машинах доставлялись спецгрузы в советском Заполярье.
Пе-8. Фото: РИА Новости www.ria.ru
Некоторые технические характеристики
Экипаж: до 12 человек. Максимальная взлетная масса: 35 тонн. Мощность каждого из четырех двигателей: 1350 л.с. Максимальная скорость: 443 км/ч.