Какие тенденции прослеживаются сегодня в отношениях РФ и Франции?
Арно Дюбьен: Россию в 2013-м посетили все высшие лица Франции. Очевидно, что такая насыщенность контактов демонстрирует желание вести постоянный диалог с Россией, а в некоторых случаях - быть партнерами РФ. Желание это, кажется, взаимное. В том числе ввиду заинтересованности России в модернизации страны с участием международных инвесторов. Что же касается экономических взаимосвязей, в основном реализуются уже запущенные проекты. Французы долго раздумывают, но потом приходят надолго. Они не боятся ни настоящих, ни "других" морозов. Сегодня из 40 крупнейших французских компаний (которые входят в биржевой индекс Франции) 37 уже работают в России. Поэтому будущее я вижу в увеличении инвестиций со стороны этих компаний, а также в "приходе" в Россию инновационного, технологичного и, образно говоря, "специфично французского" среднего и малого бизнеса. Во всяком случае, в первой четверти 2014 года ожидается объявление новых крупных проектов с французским участием в области энергетики и инфраструктуры в РФ. Еще одна важная тенденция 2013 года: начинает медленно, но идти процесс российских инвестиций во Францию. По сравнению с 2012 годом стало больше конкретных российских компаний, которые в рамках своих глобальных стратегий развития или открывают офисы во Франции, или покупают предприятия, а не только виноградники, как раньше. В декабре 2013 году Франко-российская торгово-промышленная палата вручала премии за успехи в развитии сотрудничества. В номинации "Российские инвестиции во Франции" награду получила российская компания "Прогресстех", которая планирует совместные проекты с Airbus в области инжиниринга и уже открыла свой офис в Тулузе.
Как развиваются торговые связи?
Арно Дюбьен: Статистически по 2013 году сократился товарооборот, но это последствие теплой зимы во Франции, что уменьшило спрос на энергоносители (они пока основная часть экспорта из РФ). Зато растет взаимная торговля между странами "неэнергетическими" товарами. Причем на европейский рынок в 2013-м стали выходить первые российские экспортеры из среды малого бизнеса. Россиянам есть что продавать в Европе! Но чтобы этот процесс приобрел более широкий размах на федеральном или региональном уровнях, надо организовывать и, скорее всего, также финансировать коллективное участие компаний, имеющих потенциал для экспорта, в специализированных крупных выставках в европейских странах. Пока таких случаев представления "неэнергетической" продукции РФ за рубежом единицы.