14.01.2014 11:16
Экономика

На Смоленщине отменят строительные аукционы

Бюджетное строительство на Смоленщине будет контролировать бюджетное учреждение
Текст:  Дмитрий Раичев (Смоленск)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №5 (6277)
C 1 января 2014 года в Смоленской области начинается реализация региональной программы "Создание условий для осуществления градостроительной деятельности", рассчитанной на 2014-2016 годы.
Читать на сайте RG.RU

Общий объем ее финансирования за счет средств консолидированного бюджета региона составит 171,9 миллиона рублей, при этом 1,9 миллиона будет выделено муниципалитетами.

В рамках программы предполагается обеспечить 80 процентов сельских поселений документами территориального планирования и градостроительного зонирования, а также повысить эффективность организации бюджетного капитального строительства. Ожидается, что это позволит добиться 100-процентного выполнения планов ввода объектов в эксплуатацию и разработки проектно-сметной документации.

К 1 ноября 2013 года в области утвердили схемы территориального планирования региона и муниципальных районов, генпланы и правила землепользования и застройки городских округов и городских поселений. Однако 35 процентов сельских поселений аналогичной документации не имеют. Основная причина - отсутствие необходимых финансовых ресурсов. Новая госпрограмма как раз и дает шанс получить средства из регионального бюджета после выполнения определенных формальностей.

Как отмечают в департаменте Смоленской области по строительству и архитектуре, отсутствие документов территориального планирования лишает местные власти возможности вести комплексную застройку сельских поселений с учетом объектов социальной инфраструктуры, в том числе жилья экономического класса и инженерных сетей. Когда эти документы разработают и разместят на сайтах органов местного самоуправления, информация о перспективах и планах развития сельских поселений станет доступной гражданам и бизнесменам.

Управление капитального строительства станет заказчиком-застройщиком, и нужда в аукционах просто отпадет

Что касается совершенствования организации капитального строительства, то здесь предполагается настоящая реформа. Речь идет о передаче областному государственному казенному учреждению "Управление капстроительства Смоленской области" (УКС) функций заказчика-застройщика по возведению, реконструкции и капремонту сооружений, которые ведутся за бюджетные средства.

До сих пор это предприятие выполняло лишь функции государственного заказчика. Если в регионе нужно было построить котельную, УКС готовил конкурсную документацию, передавал ее в департамент госзаказа, после чего проводился открытый аукцион, с победителем которого заключали госконтракт на строительство объекта. Теперь казенное учреждение станет заказчиком-застройщиком, и нужда в аукционах просто отпадет: УКС и будет строить все "бюджетные" объекты. Однако поскольку техники и штата строителей у него нет, к работе станут привлекать субподрядчиков.

Задача преобразований понятна. Во-первых, экономится время, которое уходило на проведение конкурсных процедур. Во-вторых, отказ от открытых аукционов на право заключить госконтракт избавит УКС от недобросовестных подрядчиков - к работе станут привлекать только "проверенные" предприятия.

Год назад аналогичную реформу провели в дорожной отрасли. В регионе было создано государственное казенное предприятие "Управление областных автодорог", в состав которого в качестве филиалов, лишенных хозяйственной самостоятельности, вошли все существующие в регионе дорожные ремонтно-строительные управления.

- Это управление получит возможность заниматься строительством и ремонтом дорог через государственное задание, - пояснил тогда губернатор Алексей Островский. - Районные ДРСУ станут его филиалами без возможности принимать самостоятельные решения. Эта реформа позволит администрации взять дорожные работы под контроль - как с точки зрения расходов дорожного фонда, так и с точки зрения контроля над качеством и сроками выполнения работ.

Эта идея понравилась далеко не всем заинтересованным сторонам. Специалисты отмечали, что для многих районов ДРСУ является практически единственным налогоплательщиком, и изменение его статуса автоматически нанесет удар по местным бюджетам. Высказывались сомнения и по поводу повышения эффективности работы отрасли: если до реформы глава района, начальник РОВД и директор ДРСУ решали свои проблемы самостоятельно, то с созданием госпредприятия по любому, даже самому мелкому вопросу руководителю дорожно-строительного управления придется обращаться в Смоленск. В какой-то степени опасения оправдались: как говорят чиновники с мест, начальникам ДРСУ действительно приходится ездить в областной центр "за каждой гайкой". С другой стороны, они получили много новой техники. При этом обслуживание дорожной сети, как минимум, не ухудшилось.

- Реформа дорожной отрасли была связана с желанием администрации обойти пресловутый федеральный закон о госзакупках, - считает руководитель одного из смоленских строительных предприятий, в прошлом - начальник облдепартамента по строительству и архитектуре Вениамин Потапов. - Считаю это оправданным, и, на мой взгляд, проблема здесь не столько в коррупции, сколько в том, что на конкурсные процедуры уходит до полугода. Кроме того, практически в каждом районе была дорожно-строительная организация, на которую можно опираться. Что же касается УКСа, то он во все времена выполнял только функции заказчика. Районной сети муниципальных или государственных подрядчиков в сфере капитального строительства нет, да и не может быть, поскольку объекты строятся очень разные - от котельных и газопроводов до школ и больниц, а у строительных организаций все-таки имеется определенная специализация. Задача, судя по всему, стоит та же: сэкономить время, избежать недобросовестных подрядчиков. Посмотрим, насколько успешно администрация области с ней справится.

Между тем

ФАС России признала мэрию Смоленска нарушителем федерального закона "О защите конкуренции" (часть 1 статьи 15). Основанием для возбуждения дела стало выделение из муниципального бюджета субсидий для возмещения затрат на выполнение работ по озеленению и благоустройству города, содержанию и ремонту автодорог, организации и содержанию мест захоронения. Критерии отбора, утвержденные при этом администрацией Смоленска, ограничивали круг лиц, имеющих право на получение субсидий. Фактически воспользоваться ими смогли только казенные предприятия, которые по собственному усмотрению нанимали для производства работ субподрядчиков.

Комиссия ФАС установила, что выполнять их могли и иные хозяйствующие субъекты, которым в данном случае не был предоставлен доступ к освоению бюджетных средств. Займется ли антимонопольная служба анализом реформ в дорожной и строительной отраслях, которые проводит администрации Смоленской области, пока неизвестно. Привлечь внимание ведомства к этому аспекту может юридическое лицо, столкнувшееся с неравной конкуренцией.

Инфраструктура Смоленская область Центральная Россия