14.01.2014 11:48
Экономика

Таможня может упростить транзит грузов между Балтийском и Усть-Лугой

Федеральная таможенная служба упростит процедуры оформления грузов на переправе Балтийск - Усть-Луга
Текст:  Ульяна Вылегжанина
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №5 (6277)
Товары, которые следуют на паромах из Калининградской области в "большую Россию", не должны подпадать под процедуру таможенного транзита. С таким предложением выступили морские перевозчики самого западного российского региона.
Читать на сайте RG.RU

Сейчас регулярное паромное сообщение связывает грузопассажирский паромный терминал в калининградском городе Балтийске с портом Усть-Луга. И предпринимателям, которые перевозят грузы в этом направлении, приходится оформлять транзитные таможенные декларации. С рядом неудобств сталкиваются и физические лица, отправляясь в морское путешествие на личном автомобиле.

Такие сложности обусловлены географическим положением Калининградской области. Таможенный кодекс Таможенного союза (ТС) предусматривает особый порядок перевозки товаров через территорию государств, которые не являются членами ТС. А самый западный российский регион "зажат" между двумя странами Евросоюза - Польшей и Литвой.

Впрочем, в случае с переправой Балтийск - Усть-Луга таможенный транзит является избыточной процедурой, уверены калининградские морские перевозчики.

- Паром под флагом РФ идет из одного российского порта в другой по строгому расписанию и маршруту, - рассуждает президент Ассоциации морских агентов и экспедиторов в Калининградской области Юрий Пятанов. - Пассажиры судна не проходят пограничный и таможенный контроль, они могут путешествовать по гражданским, а не по заграничным паспортам. Однако на личные вещи и автомобили пассажиров, а также на грузы необходимо оформлять транзитные декларации, и это, на наш взгляд, неправильно и нелогично.

Чтобы контролировать риски, сотрудникам таможни достаточно осуществлять выборочную проверку документов

На первом этапе необходимо нивелировать таможенные процедуры в отношении транспортных средств физических лиц, считают члены калининградской Ассоциации морских агентов и экспедиторов. На втором - отказаться от оформления транзита в порту Усть-Луга. И наконец, на третьем этапе следует полностью отменить требование о помещении грузов, которые следуют на пароме из Калининградской области в другой регион России, под процедуру таможенного транзита.

- У перевозчиков всегда могут быть в наличии сопроводительные документы, подтверждающие, что товар либо был полностью произведен в России, либо, если груз ввозился из-за границы, что при импорте были уплачены все необходимые пошлины, - комментирует корреспонденту "РГ" ситуацию Юрий Пятанов. - Речь идет о накладных, сертификатах и так далее. Чтобы контролировать риски, сотрудникам таможни достаточно осуществлять выборочную проверку документов. При этом вовсе не требуется помещать грузы под процедуру таможенного транзита.

Паром Балтийск - Усть-Луга перевозит не только автомобильные грузы, но и железнодорожные контейнеры. Поэтому представители Калининградской железной дороги поддерживают позицию морских перевозчиков.

- Заинтересованные лица должны выйти с предложением в ФТС России о внесении изменений в действующие законодательные и подзаконные акты Таможенного союза и РФ, - заявил начальник КЖД Сергей Коломеец. - Это сделает более привлекательным железнодорожно-паромный способ перемещения грузов между Калининградской областью и остальной частью Таможенного союза.

Проблема паромного сообщения обсуждалась на недавнем заседании рабочей группы по таможенному регулированию на территории Калининградской области. Представители Федеральной таможенной службы России поддержали позицию участников ВЭД в части упрощения таможенных процедур, указав, однако, что полностью отменить транзит на сегодняшний день невозможно. В качестве варианта решения проблемы начальник отдела главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС РФ Татьяна Денисова предложила разработать временную упрощенную технологию, устанавливающую особенности таможенного транзита в рамках действующего законодательства.

- Непосредственное участие в разработке схемы должны принять заинтересованные представители бизнес-сообщества, - отметила Татьяна Денисова.

Со сложностями при вывозе товаров сталкивались и представители калининградской янтарной отрасли. Раньше, чтобы отправить свои изделия в "большую Россию", предприниматели должны были в обязательном порядке получать сертификат калининградской Торгово-промышленной палаты, подтверждающий для янтарной продукции статус товара Таможенного союза. Чтобы собрать все необходимые справки, у производителей иногда уходило несколько месяцев.

Такую медвежью услугу оказал перевозчикам режим свободной таможенной зоны, который функционирует на территории Калининградской области. Компании эксклава в рамках особого таможенного механизма могут ввозить для потребления на территории области ряд импортных товаров без уплаты таможенных пошлин. Однако и вывоз грузов сопряжен с неудобствами и временными затратами. С 23 июля 2013 года в эксклаве стартовал таможенный эксперимент, в рамках которого производители изделий из солнечного камня смогли отправлять свои товары на остальную территорию ТС в упрощенном режиме. В отношении янтаря-сырца и изделий, изготовленных только из янтаря, таможенный контроль осуществляется на основании сопроводительных документов и накладных, свойственных обычному деловому обороту. При перемещении товаров с использованием драгметаллов и янтаря применяются документы государственной пробирной палаты при минфине РФ.

- Переход на упрощенный режим, безусловно, стал знаковым событием для янтарной отрасли, - подчеркивает министр по промышленной политике Калининградской области Дмитрий Чемакин. - Эксперимент показал, что вывоз янтарных изделий без требования дополнительных документов - это реально, что таможенная служба может успешно работать с янтарщиками в упрощенном режиме, контролируя все риски. При этом временные и денежные расходы ряда калининградских янтарных компаний значительно сократились.

В основе эксперимента лежит специальный приказ Федеральной таможенной службы РФ, действие которого заканчивается в январе следующего года. Недавно Госдума приняла в первом чтении закон, упрощающий вывоз калининградского янтаря в "большую Россию", поэтому в ближайшем будущем временные правила обретут постоянную основу. А морские перевозчики эксклава получат надежду, что и их проблема со временем будет решена на законодательном уровне.

Тем временем

На заседании рабочей группы по таможенному регулированию обсуждался вопрос организации международного форума-выставки изделий с содержанием янтаря AMBER WORLD, который пройдет в Калининграде в июле 2014 года. Мероприятие соберет переработчиков и производителей янтарных изделий из многих стран мира. И у участников форума не должно возникнуть проблем с таможенным оформлением при ввозе и вывозе янтарных экспонатов.

На время выставки и подготовки к мероприятию правительство региона предложило наделить Калининградский акцизный пост компетенцией по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и камней. В свою очередь представители таможенных органов сообщили, что пост обладает достаточными полномочиями для таможенного оформления выставочных экспонатов по процедуре временного ввоза.

Водный транспорт Калининградская область Ленинградская область Северо-Запад