16.01.2014 00:07
Культура

В российский прокат вышел фильм "Не угаснет надежда"

На экранах - фильм о том, кто погибает последним
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №6 (6278)
В российский прокат вышел фильм "Не угаснет надежда". Фильм в оригинале называется All Is Lost ("Все потеряно"), но в оптимистичной России выходит под названием "Не угаснет надежда". В этом есть некоторый смысл: надежда умирает последней, а герой фильма еще жив.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Не угаснет надежда"

Это чистейший образец "игры на выживание". Она очищена от всего, что дает повод для трезвых вопросов наподобие "С чего вдруг этот человек пустился в путь на утлой яхте, один в безбрежном океане?", или: "Почему не озаботился элементарными средствами спасения на случай аварии?", или: "Если он такой опытный, то почему лезет в справочник, чтобы узнать, как работает секстан?". И так далее в том же роде. Вопросами задаваться не нужно, ответ на все один: а вот так уж случилось!

И теперь герой наедине с океаном. Примерно в той же отчаянной ситуации, в какой оказалась героиня Сандры Буллок - наедине с космосом (алаверды к "Гравитации"). Герою много лет, и его играет 77-летний Роберт Редфорд (алаверды к "Старик и море"). Пока он спит, в его яхту врезается дрейфующий контейнер, упавший с какого-то грузового судна, и герой просыпается в полузатопленной каюте, где уже нет электричества, не работают навигационные приборы и утрачены все средства связи с Большой Землей. Дальше идет долгая, томительная и, на первый взгляд, безнадежная схватка со стихиями. Разговаривать на яхте не с кем - фильм без диалогов, но с экспрессивным саундтреком Александра Эберта из группы Edward Sharpe and the Magnetic Zeros, только что увенчанным премией "Золотой глобус". В звучание инструментов вплетены шумы моря, стоны раненой яхты, грохот бурь и молчание звездного неба над головой. Завораживающая картина.

Валерий Кичин: Лучшие фильмы 2013 года

Но в ней нет романтики, а есть рутинная, подробная, ежеминутная борьба за выживание. Человек заклеивает пробоину. Человек откачивает воду. Человек пытается приготовить еду из размокших продуктов. Человек пробует добыть питьевой воды. Человек ловит рыбу. Человек в надувном спасательном плотике провожает свой плавучий дом в последний путь... На долю актера выпали нешуточные передряги: работает без дублеров, в воде, под водой, взбирается на 20-метровую мачту... В этой самоотверженной работе Редфорда чувствуется азарт самопреодоления - это борьба с собственным возрастом, испытание на физическую выносливость: "Я - могу!". Отсюда обостренно личностный характер этой роли безымянного человека, вызвавшего на дуэль океан, но явно не готового принять ответный удар. Чувствуются в картине и личные фобии ее автора: 40-летний Джей Си Чендор не раз признавался в интервью, что в картине отразились его размышления о смерти и навязчивый страх одиночества.

Чендор создал этот фильм от идеи и сценария до режиссуры.  Его более чем успешным дебютом был номинированный на "Оскара" финансовый триллер "Предел риска". В новой картине он снова подбирается к пределу риска, на этот раз практически гибельного. Постепенно смыкающие свой круг акулы, барражирующие окрест и, подобно року, обозначающие исход схватки, - воспринимаются как неизбежная закономерность жизни, бросившей вызов смерти.

Зачем бросать такой вызов - нам не скажут. Любая жизнь - вызов смерти. Жизнь невероятно хрупка - это мы чувствуем каждый миг фильма. Это его тема.

Мы ничего не знаем о герое. Не знаем о его прошлом, его профессии, и есть ли у него близкие. С самого старта картины он сообщит, что все кончено, - в прощальном письме, которое он доверит океанским течениям. Все остальное - развернутый флэшбек, ретроспективное описание случившегося. Так что исход как бы ясен - остается наблюдать предсмертные конвульсии. Оперируя глобальными категориями: океан, небо, одиночество, пустота, надежда и безнадежность, - по видимости бытописательский фильм начинает восприниматься как вневременная притча, которой и впрямь не нужны бытовые объяснения, но важны столь же обобщенные состояния человеческого духа. Существо, обладающее волей, разумом и кое-какими знаниями, полностью вписано в природный мир, где выживает сильнейший, и оно, в сущности, обречено. Финал картины поэтому открыт для толкований - каждый воспримет его сообразно собственным убеждениям, своим надеждам и вере.

Мировое кино