Подводя черту под 2013 годом, в "Роснано" отмечают успехи в вверенном им деле по созданию в России наноиндустрии. В 2011 году такой показатель, как объем производства этой отрасли, только появился и составил первый миллиард рублей. "Дальше, в 2012 году, - 12,5 миллиарда, в этом (2013-м. - Прим. "РГ") году плановая цифра - 50 миллиардов", - заявил Чубайс.
Сравнивать нашу наноиндустрию с развитыми в этом плане странами пока неактуально. Ряд мировых аналитических компаний определили группу передовых государств, куда входят США, Япония, Южная Корея, Тайвань, Германия, Франция, Италия, Израиль. "Года три-четыре назад нас на этой карте просто не существовало, нас не видели", - заметил глава "Роснано".
В прошлом году при участии "Роснано" в России введено в строй 53 новых производства. В Новосибирске, например, открыли уникальную линию наноструктурированной керамики, которая работает на несколько совершенно уникальных отраслей, начиная с использования керамики для имплантатов и заканчивая бронекерамикой. Также Чубайс выделил предприятие в Калуге по производству теплоизоляционного наноструктурированного материала.
"Это наши инвестиции или какие-то совместные?" - уточнил Дмитрий Медведев. "Иностранные инвестиции есть не везде, но частные инвестиции обязательны, - пояснил Чубайс. - В целом это обязательное требование: в каждый рубль, который мы вложили, как правило, от 1,5 до 2 рублей вместе с нами вкладывают наши соинвесторы". "Нужно придерживаться этого ключевого принципа в будущем", - указал глава правительства.
Вчера же вместе с главой КАМАЗа Сергеем Когогиным, по совместительству являющимся еще и председателем Совета Объединения автопроизводителей России, премьер-министр обсудил, как быть с завершившейся программой поддержки автокредитования. "Она длилась не так долго, но позволила по легковым автомобилям все-таки существенным образом рынок подтянуть, несмотря на то, что год был очень сложный и в чем-то даже провальный", - напомнил Медведев. Благодаря государственной поддержке в 2013 году автомобильный рынок практически удержался на уровнях 2012 года. Но теперь, заметил премьер, надо думать о том, что делать в наступившем году.
Автопроизводители считают, что поддержка автокредитования была проведена своевременно и помогла стабилизировать ситуацию на снижающемся рынке. "Мы не ждем суперхорошего от 2014 года, потому что есть общие кризисные явления, и, конечно, будем обращаться относительно продолжения этой программы автокредитования", - заявил Когогин, говоря о сегменте легковых автомобилей. Что касается рынка коммерческих автомобилей и перспектив на нем КАМАЗа, то здесь потенциал для продаж еще большой. В основном он связан с тем, что в России до сих пор ездит много автомобилей с большим сроком службы.
- То есть замещение парка будет также создавать условия для развития, - заключил премьер-министр.
- Даже если экономика падает, если мы создаем условия для обновления парка, то рынок гарантированно будет, - согласился Когогин.
- Будем надеяться, что экономика все-таки сильно падать не будет, а будет расти, - сказал Дмитрий Медведев, предложив поговорить как раз о стимулах и поддержке рынка автопродаж.