15.01.2014 00:47
Экономика

Игорь Слюняев: Экономические проблемы ДВ напоминают Сингапур 1960-х

Деньги на развитие регионов нашлись. Как их потратить с толком?
Текст:  Ольга Бухарова
Российская газета - Федеральный выпуск: №6 (6278)
В конце прошлого года были утверждены ФЦП "Юг России" и госпрограмма по развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Несмотря на скромные возможности бюджета, деньги на развитие этих регионов нашлись. На что конкретно будут потрачены средства из казны, "Российской газете" рассказал министр регионального развития Игорь Слюняев.
Читать на сайте RG.RU

Игорь Николаевич, сразу после новогодних праздников у вас рабочая поездка в регионы Северного Кавказа. Вы едете с инспекцией?

Игорь Слюняев: Я бы не назвал эту поездку инспекционной, скорее мы пытаемся в самом начале года задать необходимые ориентиры, стандарты в работе. В конце 2013 года была утверждена новая Федеральная целевая программа "Юг России" на 2014-2020 годы. Очень важно, чтобы старт программы был грамотным, ведь за ФЦП стоят объекты, мероприятия и, конечно же, деньги.

Мы будем решать несколько задач. Первая - это окончание работ на объектах незавершенного капитального строительства, на которые мы уже направляли деньги и которые необходимо ввести в эксплуатацию в ближайшее время: школы, больницы, дороги, инженерные сети, необходимые людям.

Во-вторых, необходимо улучшить ситуацию на рынке труда. За пять предыдущих лет удалось несколько улучшить ситуацию с занятостью населения, но несущественно - всего на несколько десятых процента. Поэтому безработица по-прежнему является главным бичом Северного Кавказа.

Вы уже знаете, как изменить ситуацию?

Игорь Слюняев: Для этого необходимо, чтобы была инфраструктура: дороги, газ, электроэнергия, чтобы пришли инвесторы и их поддержали. Тогда будут открываться новые производства и появятся рабочие места. Вообще, я глубоко убежден, что после выхода из постиндустриальной экономики мы уходим в экономику знаний. А за этим всегда - технологии, патенты, развитие реального сектора, новые производства. Именно такая экономика должна стать локомотивом развития Северного Кавказа.

Северный Кавказ получит из федерального бюджета 170 миллиардов рублей

Следующий большой блок задач - это повышение качества жизни, социальное развитие кавказских регионов. В местных школах почти 18 тысяч детей сегодня обучаются в три смены. Вы где-нибудь слышали о таком в регионах Центральной России? Поэтому задача номер один - строительство школ и ликвидация трехсменки. За три года на эти цели будет выделено 15,2 миллиарда рублей. На эти деньги планируется построить 57 школ, в том числе 32 - в Чеченской Республике, 14 - в Дагестане, 4 - в Ставропольском крае. И с учетом опережающего демографического роста в Северо-Кавказском регионе с 2017 по 2020 год решено ежегодно выделять из федерального бюджета на эти цели более 10 миллиардов рублей.

Нам предстоит совместно с главами субъектов Северо-Кавказского федерального округа сформировать "дорожные карты", которые позволят в 2014 году и ФЦП, и майские указы президента реализовать быстро и эффективно. Тем более что этот год будет очень сложным в связи с очевидными бюджетными ограничениями.

Все федеральные обязательства в отношении школ, больниц, детских садов, объектов дорожного, коммунального хозяйства должны быть выполнены. Впервые было принято решение, что по этим мероприятиям ФЦП "Юг России" объем софинансирования из региональных бюджетов не превысит 10 процентов, остальное - средства из федеральной казны.

А туристические кластеры, которые находились в зоне внимания Корпорации развития Северного Кавказа, получат поддержку ФЦП?

Игорь Слюняев: Проекты, которые ведет Корпорация развития Северного Кавказа, также получат поддержку, это перспективные проекты долгосрочного характера, которые должны в корне поменять представление о Юге России, сделав его привлекательным для туристов и путешественников - как российских, так и зарубежных.

К этим ранее начатым проектам добавится масштабный проект создания на Кавказских Минеральных Водах современного медицинского кластера, который объединит санаторно-курортные и медицинские учреждения. Предполагается в 2016 году направить на его создание 5 миллиардов рублей.

Рассчитываем, что к 2025 году регион Кавказских Минеральных Вод станет комплексным лечебно-оздоровительным и туристическим центром СКФО, укрепит свою материальную базу и подтвердит статус здравницы России.

Владимир Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию поставил задачу, чтобы бизнес на Дальнем Востоке чувствовал себя лучше, чем в Гонконге и Сингапуре. Стартовавшая госпрограмма по развитию Дальнего Востока и Забайкалья поможет решить эту задачу?

Игорь Слюняев: Пользуясь новогодними каникулами, я прочитал мемуары Ли Куан Ю, основателя современного Сингапура, и понял, что очень многие экономические проблемы, с которыми сталкивались в начале 1960-х годов в этом государстве, напоминают то, что сегодня происходит с нашими регионами на Дальнем Востоке. Это и новая экономика, которую необходимо создавать практически с нуля; инфраструктура, которая нуждается в модернизации; дефицит трудовых ресурсов, квалифицированных рабочих рук; таможенные правила, правила внешней торговли, которые меняются в глобальном мире; конкуренты и соседи, которые дышат в спину и уже два десятилетия идут по пути устойчивого экономического развития. Сингапурский, китайский, корейский опыт может быть нам полезен. Единственное самое существенное отличие от многих государств АТР - это богатая минерально-сырьевая база и, конечно, большие запасы пресной питьевой воды. Например, в том же Сингапуре по сей день 50 процентов питьевой воды закупается у соседей - в Малайзии. У России чрезвычайно благоприятные условия, задача - разумно ими воспользоваться.

Новые госпрограммы помогут создать условия для комфортной жизни человека за Уралом

И все-таки тех бюджетных денег, которые должны быть разумно потрачены в течение 11 лет жизни госпрограммы, хватит, чтобы сравняться с Сингапуром, где даже воду закупают?

Игорь Слюняев: Если говорить откровенно, то те объекты, мероприятия, которые мы спланировали в рамках госпрограммы, не смогут до конца обеспечить ускоренное развитие Дальнего Востока и Забайкальского региона. Потому что мы живем в условиях жесточайших финансовых ограничений, денег катастрофически не хватает. Реальное финансирование программы составит 244 миллиарда рублей, то есть меньше, чем 10 процентов от потребности. Нам необходимо будет найти 3,5 триллиона рублей для обеспечения ускоренного развития при формировании бюджета на очередные финансовые периоды. Поэтому необходимо очень расчетливо подходить к каждому бюджетному рублю, к каждой копейке бюджетных инвестиций, оценивать их эффективность.

В рамках госпрограммы предстоит снять существующие инфраструктурные ограничения, потому что Транссиб, дорога Чита - Хабаровск, Севморпуть, погранпереходы, энергетические и коммунальные объекты требуют существенной модернизации и капиталовложений. Кроме того, мы должны сформировать благоприятную среду обитания, создать условия для того, чтобы человеку было комфортно жить за Уралом. Школы, больницы, жилье должны соответствовать самым высоким мировым стандартам.

Конкурировать с Гонконгом, Сингапуром, Малайзией, Японией, Кореей, Вьетнамом будет сложно. Важно трезво оценивать наши конкурентные преимущества, развивать их, закреплять их и на внешних, и на внутренних рынках. Дорогу осилит идущий.

Сколько, по вашим оценкам, требуется вложить в этот макрорегион?

Игорь Слюняев: Речь идет о десятках триллионов рублей.

На днях опубликовано поручение Дмитрия Медведева: ряд министерств, в том числе и минрегион, должны совместно с минэнерго внести в критерии оценки эффективности органов исполнительной власти в регионах уровень платежей за потребленные энергоресурсы и уровень долгов в этой сфере. Как это будет учтено?

Игорь Слюняев: Конечно, мы выполним это поручение. И в ходе своих поездок по Северному Кавказу буду обязательно обсуждать с главами эту проблему.

По итогам прошлого года было утверждено 5 схем территориального планирования, среди них здравоохранение, транспорт, энергетика. Объясните, почему за основу был взят отраслевой принцип?

Игорь Слюняев: Если взять государственную информационную систему территориального планирования, ГИС ТП, которая только начала полноценно работать, она включает в себя не только отраслевой, но и территориальный уровень. Наша задача - научиться качественно оценивать те самые схемы территориального планирования, которые сегодня разрабатывают все участники этого процесса. Это такое глобальное планирование развития страны для того, чтобы любой человек и любая компания могли получить представление, где будет строиться завод или фабрика, где пройдет трубопровод, линия электропередачи, где будет строиться дорога, где появятся школы, больницы, детские сады и так далее - очень большая комплексная работа

Продолжение интервью с Игорем Слюняевым читайте 21 января в "Российской бизнес-газете".

Экономика ДФО СКФО Минэкономразвития