16.01.2014 00:20
Авто

Массовый сбой в работе камер фиксации нарушений устранят к концу недели

Массовый сбой в работе камер фиксации нарушений устранят к концу недели
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №7 (6279)
Полностью восстановить работу комплексов фотовидеофиксации в Подмосковье власти Московской области обещают до конца недели.
Читать на сайте RG.RU

Сейчас уже в рабочее состояние вернули более половины камер. Напомним, что катастрофа с выявлением нарушителей правил дорожного движения в автоматическом режиме случилась 9 января. Все стационарные комплексы автоматической фиксации правонарушений в целой области были выведены из строя.

По официальной версии, программное обеспечение этих комплексов подверглось жесткой вирусной атаке. В результате чего они просто перестали реагировать на внешние раздражители. Для водителей это, кстати, лучший из всех возможных вариантов. Если бы пораженные комплексы не "ослепли", а стали бы выдавать ошибку за ошибкой, например, стали бы штрафовать всех подряд за серьезное превышение скорости, ситуация могла бы быть хуже.

Из-за поломки камер видеофиксации Подмосковье потеряет 1,5 млн рублей

К счастью, от хакерской атаки пострадал только бюджет Московской области, который за время простоя камер недополучил нескольких миллионов рублей от проскочивших незамеченными нарушителей. Кошельки самих автомобилистов от этого сбоя не пострадали.

Как отмечают в ГИБДД, такой глобальный сбой в работе систем фотовидеофиксации нарушений наблюдается впервые. Не сказать, чтоб их совсем не было. Проблемы возникают постоянно то в одном месте, то в другом. Но это локальные проблемы. Как правило, сбоит один какой-нибудь комплекс. Например, вдруг перестает считывать номера машин. Или съемку проводит так, что разобрать марку на снимке невозможно. А то начинает штрафовать всех подряд, кто имел несчастье под ним проехать.

Такой случай, кстати, был не столь давно с камерой в подмосковных Химках. Тогда, если судить по информации, которую она поставляла в центр обработки информации, под ней и старенькие "Жигули" пролетали на скорости 200 км/час. Только массовые жалобы попавших под ее чересчур бдительное око автомобилистов помогли исправить ситуацию.

Но таких колоссальных сбоев в работе всего комплекса еще не наблюдалось.

Как хакеры смогли проникнуть в, казалось бы, вообще закрытую для внешнего доступа сеть? На самом деле не такая уж она и закрытая. Действительно, все стационарные комплексы фотовидеофиксации подключены к центру , в котором обрабатывается информация по выделенным оптоволоконным каналам с соответствующей защитой. Прямого выхода в Интернет у этих комплексов нет. А именно через глобальную сеть совершается львиная доля всех хакерских атак.

Однако помимо стационарных в ГИБДД активно используются и мобильные комплексы автоматической фотовидеофиксации. В простонародье их называют "треноги" или "скворешники". Так вот эти комплексы передают информацию по каналам мобильной связи в тот же центр обработки информации.

И какими бы паролями доступ к мобильным сетям ни был бы защищен, он остается уязвимымместом.

Впрочем, обрушение работы камер произошло как раз после того, как прошли скандальные конкурсы на их обслуживание. Напомним, что результаты конкурса на их модернизацию вообще были отменены, а конкурс на обслуживание сопровождался большими скандалами. В результате то предприятие, которое до сих пор этим занималось, осталось не у дел.

Со сменой исполнителя тех или иных работ у нас в стране постоянно возникают проблемы. Особенно это касается программного обеспечения. Написавший программу уходит, а новый исполнитель сталкивается с проблемами в программном обеспечении, которые довольно сложно понять тому, кто не разрабатывал эту программу. В результате происходят сбои.

В качестве примера можно привести такую историю. Вступил в силу новый регламент по регистрации транспортных средств, который позволяет продавать автомобиль вместе с номером. Однако программное обеспечение не всегда и не везде адекватно реагирует на такую смену собственника. В результате штрафы за нарушения, выявленные комплексами фотовидеофиксации, продолжают приходить старому собственнику.

Сейчас, как заверили корреспондента "РГ" в ГИБДД, эта проблема решена. А возникла она из-за того, что тот, кто изначально разрабатывал программу, просто не учел такого момента, что машина может быть продана с номерами. Но так как разработчик программы уже отошел от этой работы, то и внести изменения было довольно сложно.

Напомним, что на дорогах Подмосковья используются комплексы под названием "Стрелка СТ". Сам по себе прибор считается довольно надежным и перспективным. С ним даже радар-детекторам сложно тягаться. Недаром те приборы, которые успешно замечают "Стрелку", называют "Антистрелкой". А для дешевых антирадаров такие камеры остаются невидимками. Это - на заметку тем водителям, которые уповают на показания антирадаров или предупреждения навигационных программ, многие из которых тоже предупреждают водителей о камерах-фиксаторах на дороге.

Также водителям полезно будет знать, что дальность действия у этого прибора - до 600 метров. Однако настраивают его, как правило, так, что он фиксирует нарушителя на расстоянии от 100 до 250 метров, для обеспечения более качественной съемки. Если радар засек автомобиль, двигающийся быстрее, чем положено, то прибор "ведет" эту машину с постоянной съемкой. Так что, если вы поздно его заметили и только тогда начали сбрасывать скорость, штраф вам все-таки придет.

С недавних пор ГАИ обязана следить, чтобы о наличии камеры водителей заранее предупреждал соответствующий дорожный знак или изображение камеры на дорожном полотне.

ПДД Московская область Столица