16.01.2014 13:50
В мире

Модернизация Панамского канала подорожает на 1,62 млрд долларов

Текст:  Тимур Левин
"Скупой платит дважды" и "готовь сани с лета" - две народные русские мудрости, пожалуй, наиболее наглядно описывают протекающий в последние месяцы  в Панаме финансово-инвестиционный кризис - следствие конфликта интересов Администрации Панамского канала и Объединенной строительной группой канала (ОСГК).
Читать на сайте RG.RU

Пока эксперты спекулируют на тему "кто виноват в просчетах?" и о целесообразности выделения дополнительных 1,62 млрд долларов на "непредвиденные затраты", стороны решили поубавить пыл и плавно перейти к конструктивному диалогу.

Тем не менее, спор успел повлиять  на планы по модернизации объекта. Международный консорциум сократил на 30 процентов работы по расширению канала за неделю до установленного его руководителями окончательного срока, когда власти страны должны удовлетворить претензии компаний к администрации водной артерии. Об этом сообщает агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на официальные источники.

Данные, предоставленные Администрацией Панамского канала, свидетельствуют о том, что численность штата  на объекте  сократилась с 10 тыс рабочих в середине декабря до двух тысяч в последние дни.  

Панама аннулирует визы северокорейских дипломатов
ОСГК, в которую входят испанская Sacyr Vallehermoso, итальянская Impregilo, бельгийская Jan De Nul и панамская CUSA, в конце прошлого года грозилась начиная с 20 января прекратить работы по расширению канала в случае, если не будут удовлетворены ее финансовые претензии.

Консорциум требует от управленческой структуры канала выплатить 1,6 млрд долларов за непредвиденные расходы в рамках контракта на сумму в 3,22 млрд долларов, подписанного в 2009 г. на разработку и строительство третьей ступени шлюзов водного пути. В ОСГК утверждают, что консорциум вынужденно потратил средства на дополнительные геологические исследования, которые не были предоставлены Администрацией, что затруднило производство специальных добавок для бетона и замедлило работы над проектом.

В разгар кризиса министр развития Испании Ана Пастор в ходе визита в Панаму в прошлый понедельник призвала стороны решить разногласия путем переговоров, придерживаясь своих контрактных обязательств.

Администрация предложила выплатить консорциуму 100 млн долларов аванса в момент, когда обсуждался вопрос о выплате ОСГК 400 млн долларов. В свою очередь Impregilio потребовала отдельно перечислить ей дополнительный 1 млрд долларов из которых 500 млн долларов авансом. Глава Администрации Хорхе Кихано отверг "за невозможностью" претензии по выплатам, заверяя, что они не являются частью контракта.

В своих заявлениях "Радио Панама" президент Sacyr Маноло Манрике выразил уверенность, что стороны придут к компромиссу на этой неделе. "Мы ни при каких обстоятельствах не покинем объект. Однако у ОСГК есть повод разорвать контракт", - рассказал Манрике во время раскрытия общих и частных деталей кризиса из-за разногласий предложений сторон. На вопрос относительно сроков урегулирования конфликта Манрике ответил, что "скоро этого добьемся, осталось совсем немного".

В Администрации заявляют о готовности решать любые непредвиденные обстоятельства, ссылаясь на то, что у нее существуют определенные обязательства по завершению работ.

Контракт подразумевает трехфазный процесс отстаивания сторонами своих интересов. Поцедура такова, что сначала притензии представляются заказчику в лице Администрации канала, которая может принять их или нет. В случае отказа документы подрядчика перенаправляются в арбитражный суд под присмотром соответствующих экспертов. Если и в этой инстанции дело "завернут", то претензии будут рассматриваться в международном арбитражном суде.

Проект по расширению канала стартовал в 2007 г. с общим бюджетом в 5,25 млрд долларов с перспективой прекращения работ 21 октября 2014 г. Однако теперь есть большая вероятность, что завершение проекта отложится на девять месяцев до июня 2015 г.

Панамский канал, которому в этом году исполняется 100 лет /из которых 85 лет им управляли США/, позволит прохождение судов с грузоподъемностью в три раза превышающую нынешние корабли, провозящие грузы через межокеанскую артерию.

Панама