В советское время перевозкой пассажиров по западному и восточному побережью полуострова занималось Камчатское морское пароходство. В 1994-м перед своим банкротством оно списало и продало пассажирские суда. С этого момента в отдаленных районах края, которые не имеют выхода на опорную сеть дорог, единственным пассажирским транспортом стала авиация. Однако непомерно высокие цены на билеты и отсутствие регулярного авиасообщения заставили камчатцев искать альтернативные варианты.
Одним из них стали нелегальные перевозки людей на транспортных судах. В качестве пассажирских мест здесь используют трюмы, которые предназначены для мороженой продукции. Пол выстилают фанерными щитами, сверху кладут старые матрасы и груды тряпья. Из-за тесноты люди порой спят по очереди. Можно представить, что им приходится испытать за несколько суток такого путешествия.
Но самое главное: пассажиры не обеспечены необходимым количеством спасательных средств. В случае затопления судна они обречены на гибель. Камчатка уже имеет подобный печальный опыт. Летом 2006 года катер "Дава", который вышел из Петропавловска-Камчатского в поселок Крутогорово с шестью членами экипажа, взял на борт 14 пассажиров. А количество спассредств было рассчитано только на 12 человек. По пути катер затонул. Спаслись только девять.
Капитанам судов, нелегально взявшим на борт пассажиров, грозит уголовная ответственность по статье 238 УК РФ "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей". По словам руководителя Камчатского межрайонного следственного отдела на транспорте Антона Артеменко, такие уголовные дела возбуждают каждый год. В декабре 2013-го вынесен очередной приговор в отношении капитана, который перевез 42 пассажиров из Олюторского района в Петропавловск, хотя допустимое количество людей на борту не должно было превышать 20. Ему назначено наказание в виде штрафа в 50 тысяч рублей. Кстати, ранее этот капитан уже был осужден за аналогичные действия.
Чтобы избавить людей от необходимости пользоваться услугами таких перевозчиков, власти Камчатского края пытаются сделать более доступной пассажирскую авиацию. С 2011 года в среднем на 70 процентов здесь субсидируют местные авиаперевозки. Например, если по маршруту Петропавловск-Камчатский - Палана реальная стоимость авиабилета - около 25 тысяч рублей, то житель региона платит почти втрое меньше.
Но остаются проблемы, которые не решить с помощью субсидий. Так, из-за погодных условий рейсы часто откладываются. Состояние взлетно-посадочных полос не всегда позволяет принимать самолеты: во время дождей грунтовые полосы размываются, выходят из строя. Кроме того, аэропорты, которые являются федеральной государственной собственностью, закрывают на выходные.
- Другая трудность состоит в том, что региональные компании полностью выкупают авиабилеты на те или иные рейсы для своих работников, - рассказал министр транспорта и дорожного строительства края Юрий Зубарь. - Как правило, это происходит в мае-июне, когда начинается доставка людей на побережье для работы на лососевой путине или на горнорудных предприятиях. А в августе-сентябре идет обратный поток.
В результате возникает дефицит авиабилетов. В эти периоды спрос на нелегальные морские перевозки растет. По словам капитана одного из транспортных плавсредств, в некоторых населенных пунктах его судно буквально осаждали люди, которым требовалось попасть в краевой центр на лечение, учебу и по другим делам. Все они соглашались на негласный тариф: около 20 тысяч рублей за "пассажирское место".
Юрий Зубарь уверен, что скоро регион предоставит камчатцам лучший выбор. К маю этого года в собственности края должно появиться грузопассажирское судно. Оно будет рассчитано на 50 пассажиров и 150 тонн груза. В дальнейшем предполагается строительство второго судна такого же класса. Они смогут возобновить регулярные морские пассажирские перевозки.
Кстати
У Камчатского морского пароходства в собственности находились два пассажирских судна. В год они перевозили до 13 тысяч человек.