16.01.2014 04:32
Экономика

На Камчатке возродят морские пассажирские перевозки

Чтобы добраться до краевого центра, камчатцы готовы отдать 20 тысяч рублей за "пассажирское место" на грузовом судне
Текст:  Кирилл Маренин
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (6279)
В 2014 году власти Камчатского края твердо намерены возродить региональное морское пассажирское сообщение. Сейчас местные жители вынуждены путешествовать на перекладных.
Читать на сайте RG.RU

В советское время перевозкой пассажиров по западному и восточному побережью полуострова занималось Камчатское морское пароходство. В 1994-м перед своим банкротством оно списало и продало пассажирские суда. С этого момента в отдаленных районах края, которые не имеют выхода на опорную сеть дорог, единственным пассажирским транспортом стала авиация. Однако непомерно высокие цены на билеты и отсутствие регулярного авиасообщения заставили камчатцев искать альтернативные варианты.

Камчатских пассажиров будут перевозить амфибии

Одним из них стали нелегальные перевозки людей на транспортных судах. В качестве пассажирских мест здесь используют трюмы, которые предназначены для мороженой продукции. Пол выстилают фанерными щитами, сверху кладут старые матрасы и груды тряпья. Из-за тесноты люди порой спят по очереди. Можно представить, что им приходится испытать за несколько суток такого путешествия.

Но самое главное: пассажиры не обеспечены необходимым количеством спасательных средств. В случае затопления судна они обречены на гибель. Камчатка уже имеет подобный печальный опыт. Летом 2006 года катер "Дава", который вышел из Петропавловска-Камчатского в поселок Крутогорово с шестью членами экипажа, взял на борт 14 пассажиров. А количество спассредств было рассчитано только на 12 человек. По пути катер затонул. Спаслись только девять.

В отдаленных районах Камчатки единственный пассажирский транспорт - авиация. Но высокие цены на билеты и отсутствие регулярного сообщения сделали ее недоступной

Капитанам судов, нелегально взявшим на борт пассажиров, грозит уголовная ответственность по статье 238 УК РФ "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей". По словам руководителя Камчатского межрайонного следственного отдела на транспорте Антона Артеменко, такие уголовные дела возбуждают каждый год. В декабре 2013-го вынесен очередной приговор в отношении капитана, который перевез 42 пассажиров из Олюторского района в Петропавловск, хотя допустимое количество людей на борту не должно было превышать 20. Ему назначено наказание в виде штрафа в 50 тысяч рублей. Кстати, ранее этот капитан уже был осужден за аналогичные действия.

Чтобы избавить людей от необходимости пользоваться услугами таких перевозчиков, власти Камчатского края пытаются сделать более доступной пассажирскую авиацию. С 2011 года в среднем на 70 процентов здесь субсидируют местные авиаперевозки. Например, если по маршруту Петропавловск-Камчатский - Палана реальная стоимость авиабилета - около 25 тысяч рублей, то житель региона платит почти втрое меньше.
Но остаются проблемы, которые не решить с помощью субсидий. Так, из-за погодных условий рейсы часто откладываются. Состояние взлетно-посадочных полос не всегда позволяет принимать самолеты: во время дождей грунтовые полосы размываются, выходят из строя. Кроме того, аэропорты, которые являются федеральной государственной собственностью, закрывают на выходные.

- Другая трудность состоит в том, что региональные компании полностью выкупают авиабилеты на те или иные рейсы для своих работников, - рассказал министр транспорта и дорожного строительства края Юрий Зубарь. - Как правило, это происходит в мае-июне, когда начинается доставка людей на побережье для работы на лососевой путине или на горнорудных предприятиях. А в августе-сентябре идет обратный поток.

В результате возникает дефицит авиабилетов. В эти периоды спрос на нелегальные морские перевозки растет. По словам капитана одного из транспортных плавсредств, в некоторых населенных пунктах его судно буквально осаждали люди, которым требовалось попасть в краевой центр на лечение, учебу и по другим делам. Все они соглашались на негласный тариф: около 20 тысяч рублей за "пассажирское место".

Юрий Зубарь уверен, что скоро регион предоставит камчатцам лучший выбор. К маю этого года в собственности края должно появиться грузопассажирское судно. Оно будет рассчитано на 50 пассажиров и 150 тонн груза. В дальнейшем предполагается строительство второго судна такого же класса. Они смогут возобновить регулярные морские пассажирские перевозки.

Кстати

У Камчатского морского пароходства в собственности находились два пассажирских судна. В год они перевозили до 13 тысяч человек.

Водный транспорт Камчатский край Дальний Восток