- Я увидела красивые расписные пряники в Праге, куда мы с семьей ездили отдыхать. Мне они настолько понравились, что захотелось испечь такие дома. Я начала дарить сладости друзьям, а потом поступили и первые заказы, - рассказала "РГ" начинающая предпринимательница.
Оказалось, что популярного в Европе рождественского печенья на полках уральских магазинов не найти. И его стали охотно раскупать у домохозяйки. Мало того, расписные пряники начали заказывать к разным событиям, например на свадьбу - в виде сердечек с именами молодоженов. А одна компания попросила испечь имбирные сласти с фирменной символикой - в качестве корпоративных сувениров. Ирина придумала также продавать пряничные наборы для творчества и проводить мастер-классы для обучения всех желающих самостоятельно готовить расписное печенье.
Как призналась бизнес-мама, сейчас ей стабильно поступает несколько заказов в месяц. Выручка выходит неплохая: если в сентябре кулинар (к слову, окончившая радиотехнический факультет УрФУ) заработала 12 тысяч рублей, то в декабре, когда начался предновогодний ажиотаж, - почти 100 тысяч. Весомая прибавка к семейному бюджету.
- Уход за ребенком и работу вполне можно совмещать, правда, если есть помощники, - уверена Ирина Борисова. - Сложнее превратить увлечение в настоящий бизнес. Так, я сейчас пеку пряники дома. Но подчас заказов столько, что уже не справляюсь в одиночку. Мне хотелось бы выйти на профессиональный уровень: арендовать пекарню и нанять квалифицированных пекарей. Кроме того, молодым мамам, как правило, не хватает специальных знаний: как зарегистрировать предприятие, платить налоги, грамотно продвигать продукцию и увеличивать оборот.
MBA для многодетных
Недавно в Екатеринбурге впервые реализован социальный образовательный проект "Мама-предприниматель", цель которого - научить таких женщин, как Ирина, создавать бизнес и успешно совмещать его с заботой о детях. Семинар организовала международная сетевая компания, специализирующаяся на прямых продажах косметики, бытовой химии и БАД при участии Уральского федерального университета и Екатеринбургского центра развития предпринимательства.
- ВЦИОМ провел социологическое исследование среди молодых матерей Уральского федерального округа с целью узнать, хотят ли они открыть свой бизнес, - рассказала представитель компании в УрФО Алия Масгутова. - Оказалось, что 88 процентов женщин привлекает идея заняться предпринимательством. Однако многим для этого не хватает стартового капитала, опыта, профессиональных знаний, пугают финансовые риски. Почти все респондентки ответили, что для начала хотели бы посетить специальные бизнес-курсы. И наш проект как раз призван восполнить недостаток знаний и помочь преодолеть нерешительность.
Как признались организаторы, они даже не ожидали, что образовательный проект вызовет такой большой интерес: в нем захотели участвовать около 150 женщин - беременных, молодых мам и многодетных в возрасте от 20 до 40 лет. Однако из них можно было отобрать лишь 60 учениц. В число счастливиц попала и Ирина Борисова, которая надеется повысить свой предпринимательский уровень. В течение месяца она вместе с другими слушательницами бесплатно получала практические знания, необходимые на первых порах становления бизнеса. Кроме классических дисциплин, в программу вошли занятия по стресс-менеджменту, тайм-менеджменту и деловому стилю. Мастер-классы для уральских женщин провели их "коллеги", добившиеся успеха, например Ирина Хакамада.
В конце курса организаторы предложили ученицам подготовить собственные бизнес-планы и пообещали, что автор лучшего получит 200 тысяч рублей на его реализацию. Из 39 человек, дошедших до конца обучения, проекты подготовили 27. Хотя преподаватели предполагали, что финалисток окажется от силы десяток. Как признались кураторы проекта, они были удивлены не только количеством работ, но и их качеством: проекты оказались хорошо проработанными, с серьезными экономическими обоснованиями и фактически были готовы к воплощению в жизнь. После экспертной оценки отобрали пять лучших бизнес-планов, которым предстояло пройти еще и публичную защиту. В результате долгих дискуссий эксперты посчитали, что план Ирины Борисовой по созданию "пряничного" бизнеса не только интересен, но еще и социально полезен, так как создает новые рабочие места. Выигранный грант поможет молодой маме зарегистрировать компанию, арендовать пекарню, нанять мастеров и организовать продвижение. Цель начинающей предпринимательницы, чтобы уже в следующем году ее пряники появились на полках екатеринбургских супермаркетов.
С материнской заботой
- Эта социальная группа - беременные женщины, молодые матери и многодетные - очень активна и экономически заинтересована, - отметила в разговоре с "РГ" заведующая кафедрой страхования УрФУ доктор экономических наук Елена Князева. - Они не хотят ограничиваться заботой о ребенке и ведением хозяйства, а стремятся реализовать себя в работе. Причем не столько ради денег, сколько из-за своей активной позиции, нежелания отрываться от жизни.
По словам эксперта, выгодное преимущество женских проектов - их социальная направленность. Как правило, бизнес-леди воплощают в жизнь полезные для общества идеи, зачастую ориентированные на таких же молодых матерей. Например, популярное направление деятельности - создание мини-детсадов, детских центров развития, семейных клубов. Женщины также организуют компании, помогающие в ведении хозяйства. Скажем, предоставляющие прачечные или клининговые услуги. Популярно среди дам также создание праздничного и "подарочного" бизнеса. Кстати, многие не только превращают свое хобби в успешное дело, но и объединяются с другими умелицами, чтобы совместно продвигать продукцию. В последние годы активно развивается интернет-торговля: мамы продают в Сети детские товары, одежду, косметику, украшения. Что важно, каждый из таких проектов позволяет женщинам успешно совмещать родительские обязанности с профессиональным ростом.
На два фронта
По признанию многих женщин, даже если они не решаются на создание собственного бизнеса, то стараются подрабатывать в декрете. Это позволяет не только пополнить семейную копилку, но и отвлечься от домашней рутины, а также не терять профессиональные компетенции. Правда, работа должна позволять трудиться удаленно. В этом плане повезло бухгалтерам, журналистам, рекламщикам, переводчикам, учителям, швеям, дизайнерам, художникам, юристам. Скажем, многие занимаются копирайтингом (в Интернете даже есть специальные биржи по продаже статей), набором текстов, созданием сайтов, репетиторством и проведением мастер-классов, а также диспетчерской работой. Некоторые становятся нянями: ухаживают не только за своими, но и за чужими детьми.
- Я начала подрабатывать, когда старшей дочке было всего несколько месяцев, - рассказала "РГ" Надежда Шинкаревская, мама трехгодовалой Яны и новорожденной Анфисы. - Скорее, не ради денег, а из-за желания "проветрить мозги", почувствовать себя хоть немного нужной и полезной обществу. Работала я по своей журналистской специальности - писала статьи. Правда, издание выбрала специфическое - журнал для мам. Время от времени ходила на интервью с педиатрами, гастроэнтерологами и прочими специалистами (в это время с ребенком сидела бабушка), потом дома, пока дочка спала, писала тексты.
- Почти все знакомые в декрете либо подрабатывают, либо придумывают и осваивают новое интересное дело, чтобы потом им заняться. И многие как раз в этот период открывают в себе новые способности, - добавляет молодая мама Мария Казыханова, которая тоже пишет статьи, занимается литературной обработкой текстов и еще шьет игрушки.
Ценный кадр
Как рассказала представитель рекрутингового портала HeadHunter на Урале Анастасия Найденова, многим работодателям выгодны такие фрилансеры. Их можно приглашать на отдельные проекты, при этом не надо платить больничные и отпускные, а также обеспечивать рабочим местом. Кроме того, подчас организациям не хватает квалифицированных специалистов, поэтому они рады даже тем профессионалам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком и могут работать только удаленно.
- У одной из федеральных сотовых компаний были сложности с подбором персонала в колл-центр. Ставку делали на молодежь, однако работники этой категории не задерживались в компании. Тогда организация заказала нам исследование, чтобы выяснить, для кого работа в колл-центре была бы наиболее интересной. И оказалось, что она удобна для женщин, которые только что вышли из декретного отпуска. Компания сделала ставку именно на них и осталась очень довольна, - привела пример Анастасия Найденова.
Однако если компании, как правило, выигрывают от найма таких сотрудников, то мамы подчас страдают от недобросовестных работодателей. Те нередко попросту не рассчитываются с ними. А есть и откровенные мошенники, которые сулят 100-тысячную зарплату, предлагая для трудоустройства сначала заплатить 20-30 тысяч рублей. Кроме того, по словам экспертов, опасными для домохозяек являются виртуальные биржи, финансовые пирамиды и сетевые маркетинговые организации, которые активно предлагают женщинам подзаработать без лишних усилий. Такого рода предложений сегодня в Интернете предостаточно, подобный спам сыплется и в электронный почтовый ящик, и в виде СМС. Экономисты предостерегают: прежде чем пытаться начать зарабатывать в этих сферах, нужно здраво оценить себя, свои навыки и компетенции.
Судя по опросу, собственное дело кажется декретницам более привлекательным. Однако они зачастую работают неофициально: не регистрируются в качестве ИП, не платят налоги, расширяя тем самым сферу теневого предпринимательства - чаще не по злому умыслу, а из-за бизнес-неграмотности.
- Нужно поддерживать эту социальную группу, чтобы не только способствовать развитию бизнеса, но и обеспечивать занятость и защиту населения, - подчеркивает Елена Князева.
Наталья Лунегова, заместитель начальника отдела развития малого и среднего предпринимательства министерства экономики Свердловской области:
- Вклад малого и среднего предпринимательства в обеспечение стабильного и устойчивого развития регионов возрастает с каждым годом. В Свердловской области работают более 200 тысяч малых предприятий. В 2012 году их оборот составил более 1,5 миллиарда рублей. Во главе многих субъектов МСП стоят женщины, доказывающие своим примером, что можно быть успешными в бизнесе и семейной жизни. При этом потенциал женского предпринимательства далеко не исчерпан.
Юлия Малоземова, директор Екатеринбургского центра развития предпринимательства:
- Наш центр готов помогать женщинам в развитии бизнеса: бесплатно консультировать и дополнительно обучать, проводить безвозмездные маркетинговые исследования и совместно прорабатывать планы продвижения на рынок, помогать с размещением бизнеса и предоставлять возможность бесплатно вести свою бухгалтерию в режиме онлайн, участвовать в деловых клубах для обмена опытом с успешными предпринимателями.