Напомним, с 5 ноября 2013 года вступили в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения, которые увеличили категории водительских удостоверений, а также ввели подкатегории. Теперь градация получилась следующая. "М" - это мопеды и скутеры, а также приравненные к ним транспортные средства, "А1" - это мотоциклы с рабочим объемом двигателя до 125 куб. см. "А" - все мотоциклы. "В1" - квадрициклы и трициклы. Речь идет о тех из них, которые имеют право выезжать на дороги общего пользования (объем двигателя более 50 "кубиков", и скорость более 50 км/час). На управление теми, которые не могут выезжать на дороги - объемом более 50 куб. сантиметров, но конструктивной скоростью менее 50 км/час - потребуется получать тракторные права.
Категория "В" - это автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн и с количеством мест не более восьми. Подкатегория "С1" - автомобили с разрешенной массой от 3,5 до 7,5 тонн. "С" - машины с максимальной массой более 3,5 тонн, кроме тех, которые относятся к категории "D".
Подкатегория "D1" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров, количество мест в которых составляет более восьми, но при этом не превышает 16. Категория "D" - автомобили, для перевозки пассажиров, с числом мест более восьми.
Как видим, старшие категории перекрывают подкатегории. Таким образом, водитель, у которого открыта категория, может управлять автомобилем "младшей" подкатегории. А тот, у кого открыта подкатегория уже не может сесть за руль более тяжелой или вместительной машины.
Единственное исключение - категория "М". Мопедами и скутерами может управлять водитель, у которого открыта любая из категорий.
Еще раз напомним, что закон вступил в силу 5 ноября 2013 года. И никакого массового обмена прав не началось. Его и не будет. Дело в том, что программы подготовки и переподготовки водителей, на которые ссылались авторы спорных публикаций, касаются только тех, кто только собирается стать водителем или открыть новую категорию или подкатегорию.
Все ранее выданные права действуют до того срока, который в них указан. И при их обмене, после истечения срока, пересдавать никакие экзамены не потребуется. В новом водительском удостоверении будут прописаны уже открытые ранее категории. Если есть у человека категория "С", именно ее и пропишут в новом удостоверении.
Новый закон позволяет также проходить обучение и сдавать экзамены на машинах с автоматической коробкой. При этом в правах делается соответствующая отметка. И такой водитель сможет управлять автомобилем только с автоматической трансмиссией. Тот, кто обучался и сдавал экзамен на механике, может управлять машиной с автоматом. До сих пор водителей для автомата не готовили. Поэтому все, у кого есть права, априори могут управлять машинами с любой трансмиссией.
Что же касается новых программ подготовки водителей, а также их переподготовки, то тут дела обстоят следующим образом. Сейчас в спешном порядке были разработаны проекты 16 программ подготовки водителей - по числу категорий и подкатегорий в соответствии с законом о безопасности дорожного движения. А также 10 программ переподготовки водителей с категории на категорию. Это пока не полный список. Со временем к нему добавится еще 21 программа переподготовки. Просто они пока терпят. Ведь еще нет ни одного человека, который открыл бы категории "М" или "С1". А разработанные программы переподготовки касаются действующих сейчас категорий. Также разработаны две программы повышения квалификации. Это для тех, кто, имея специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, захотят получить право на управление транспортным средством с механикой. Программы очень короткие и включают только вождение транспортного средства: 10 часов для мототранспорта и 16 часов для автотранспорта.
Сами программы подготовки водителей состоят из модулей: базового, который одинаков для любой категории или подкатегории, специального и профессионального - для каждой категории или подкатегории они свои собственные. Этот принцип позволяет при переподготовке с одной категории на другую исключить из обучения базовый. Его водитель уже проходил.
Сейчас эти программы находятся на согласовании. Но их скорейшее принятие необходимо. Хотя бы потому, что весна уже не за горами. И возможен очередной всплеск аварийности с участием мопедов и скутеров. Ведь даже если сегодня программы будут зарегистрированы Минюстом и вступят в действие, автошколам понадобится полтора - два месяца на получение лицензий. И только после этого начнется первый набор на обучение категории "М". А потом еще потребуется сдать экзамен в ГИБДД.
Еще одна новость. Сейчас общественное обсуждение прошел проект постановления правительства о допуске к управлению автомобилями. Согласно ему экзаменов у водителей в ГИБДД будет три. Причем платить госпошлину придется за каждый. Не сдал с первого раза, заплати и сдавай заново. Таким образом ГИБДД нашла новый стимул для более качественной подготовки водителей. На сегодняшний день с первого раза сдает экзамен не более трети кандидатов в водители. В среднем по стране экзамены на права сдаются с третьего или четвертого раза.