Поклонникам лыжных видов спорта не надо долго рассказывать, как зависит успех спортсмена от его инвентаря. Правильно подобранные лыжи (а в арсенале спортсменов уровня сборной может быть десяток пар лыж на разную погоду, для классики и конька, для разных типов снега и температуры воздуха) могут помочь выиграть гонку, а неудачные даже фаворита гонки могут "откинуть" в конец финишного протокола. Во время соревнований зрители могут видеть, как на спусках одни спортсмены едут быстрее других, а в гонках классическим стилем одни уверенно забегают на подъем, в то время как другие борются с так называемой "отдачей" - проскальзыванием лыжи назад. Причина этому - неправильно подобранная мазь, не обеспечивающая достаточное сцепление. Порой спортсмены и тренеры сознательно используют лыжи с небольшой отдачей, так как мазь, предназначенная для сцепления на подъемах, как правило, ухудшает скольжение на спусках.
У каждого спортсмена в арсенале несколько пар лыж. Если гонщик не связан рекламным контрактом, лыжи могут быть разных марок.
Если гонщик не связан рекламным контрактом, лыжи могут быть разных марок. Если подписан контракт с определенной фирмой, гонщику приходится выбирать лыжи именно этой марки. Впрочем за рекламу марки производитель может предоставить лучший инвентарь бесплатно или со значительной скидкой. За это он обязан не только выступать на этих лыжах, но и тренироваться и фотографироваться только с ними.
Подготовкой лыж занимается команда сервисменов. Их профессия отчасти сродни алхимии и магии.
Угадать погоду во время гонки, подобрать оптимальные средства для подготовки лыж. Лучшие сервисмены владеют знаниями в области физики, химии, метеорологии и обладают изрядной интуицией. Ну и, конечно, за их плечами многолетний опыт спортсмена и тренера.
После тренировки спортсмен обязательно докладывает сервисной бригаде, как "работали" лыжи на разных участках трассы.
На разных участках трассы - на спусках, на открытых пространствах, в низинах, где температура снега может быть ниже, или на освещенных солнцем участках, где во время весенних стартов снег может быть значительно теплее, лыжи могут ехать лучше или хуже. На основании этих рассказов и собственных испытаний выбирается тактика подготовки лыж к предстоящим соревнованиям.
Сервисной бригаде приходится работать с токсичными или дурно пахнущими материалами, поэтому вся бригада обычно работает в масках и респираторах.
Подготовка гоночных лыж состоит из нескольких этапов
1. Очистка скользящей поверхности от загрязнения, проверка её целостности, шлифовка. На этом этапе проверяется, не появились ли на скользящей поверхности царапины (их спортсмен может словить проехавшись по камню, твердой ветке или постороннему предмету на трассе). Если царапина неглубокая и расположена вдоль скользящей поверхности, её можно зашлифовать. Если царапина глубокая и расположена поперек или наискосок, это может серъезно повлиять на скольжение и на результат. Как мы знаем, в большом спорте от места на пьедестале до результата замыкающего десятку могут быть секунды и доли секунд, поэтому царапина в больших лыжах - вовсе не мелочь.
Для удаления грязи о остатков старой смазки применяются такие простые вещи, как салфетки, туалетная бумага и утюг. Для очистки лыж от мазей, применяемых для сцепления, используются синтетические "смывки". В прежние времена для этих целей применялся обычный бензин или скипидар, но сейчас от этих варварских методов практически отказались. Ведь помимо дурного запаха они оставляют на поверхности лыжи след, который тоже приходилось счищать, но уже при помощи парафинов.
2. Пропитка скользящей поверхности парафинами. На этом этапе действует простая физика. Молекулы одного вещества проникают в состав пластика скользящей поверхности, придавая ей определенные свойства. Лыжи натирают парафином, который впоследствии нагревают утюжком (похожим на обычный бытовой утюг, но имеющий более ттонкие настройки температурного режима, не позволяющие испортить пластик), либо сколзящая поверхность заливается жидким разогретым парафином, который при помощи того же утюжка или горелки равномерно распределяется по поверхности. Нанесение парафинов может производиться в несколько этапов. Первый парафин грунтует поверхность. Второй и последующие наносят "по погоде". Для нескольких пар используют разные комбинации парафинов "по погоде", для того, чтобы в итоге выбрать оптимальную пару.
3. Охлаждение. Как правило после нанесения парафина лыжам надо настояться. Для лучшего взаимодействия состава и пластика лыжи могут оставить при комнатной температуре, а могут выставить на мороз для быстрго охлаждения. В некоторых случаях разные пары охлаждают разными способами. И это тоже может повлиять на результат.
4. Очистка. Непосвященным людям может быть непонятно, зачем столько веществ сначала наносится на лыжу, а потом безжалостно счищается. Но тут все просто. Волшебный состав уже изменил структуру пластика. Остатки надо счистить, так как сам парафин не скользит и к тому же собирает грязь, ухудшая скольжение.
5. Нанесение ускорителей. Наступает время нанотехнологий. На поверхность наносятся специальные порошки - ускорители, состоящие из наночастиц, проникающих в пластик или создающие тончайшую "пленку" на его поверхности.
В процессе подготовки лыж сервисмены могут нанести на их поверхность специальную накатку. Чаще всего это делается для гонок, проходящих в теплую погоду, когда между слоем снега и скользящей поверхностью лыжи появляется слой воды. Физика накатки проста. Попробуйте положить на стол любой плоский предмет. Он легко скользит по гладкой поверхности. А теперь пролейте на стол немного воды. Плоский предмет "присосется" к гладкому столу - подействует сила поверхностного натяжения жидкости. Для того, чтобы лыжи спортсмена не "присасывались" к трассе на поверхности лыж по направлению скольжения наносятся мельчайшие бороздки. Пузырьки воздуха помешают лыжам "прилипать" к трассе.
Несколько слов о "классике"
Лыжи для спортсменов, участвующих в гонках классическим стилем, готовятся примерно также. Единственное различие - в подготовке участка, на который перед гонкой наносится мазь, обеспечивающая сцепление средней части лыжи - "колодки" со снегом, и предотвращающая проскальзывание назад. Колодка, как правило, очищается и грунтуется по обычной технологии. Затем она либо просто очищается, либо проходит дополнительную обработку. Эта допобработка заключается в максимальном обеспечении сцепления тонкого слоя мази (чтобы не тормозила на спусках и при этом лыжи "держали" на подъемах) с поверхностью лыж. Для этого у сервисменов есть масса секретов. К примеру при помощи специальной щетки на пластике задирается мельчайший ворс. Срабатывает эффект меха как на древних охотничьих лыжах.
Решение о выборе пары гоночных лыж принимается незадолго перед гонкой.
Выбор гоночной пары зависит от рельефа трассы, погодных условий, уровня подготовки спортсмена, его самочувствия в настоящий момент и ряда других факторов. Перед гонкой спортсмен самостоятельно или с помощниками проверяет "приготовленные" лыжи.
На соревнования и на сборы за командой ездит вот такая "Вакс-машина", внутри которой есть всё необходимое для подготовки лыж чемпионов.