21.01.2014 00:43
Экономика

Мишеловин: Условия оборота товара должны быть одинаковы для всех

Российская Бизнес-газета - : №2 (931)
С 1 января выросли ставки акцизов на крепкие алкогольные напитки - с 400 до 500 рублей за литр для продукции крепче 9%, кроме вина и пива. Акциз на алкоголь с содержанием спирта менее 9% увеличился с 320 до 400 рублей за литр.
Читать на сайте RG.RU

В условиях повышающихся акцизов алкогольная продукция, ее производители стали важными объектами внимания местных властей. Понятна серьезная мотивация для поддержки своего производителя - больше акцизных платежей пойдет в региональный бюджет. Однако в погоне за акцизами легко увлечься, и в результате мы наблюдали проявления регионального протекционизма. Когда создавались барьеры для оборота алкогольной продукции производителей и поставщиков других регионов и предоставлялись преференции своим, начали создаваться и использоваться различные схемы субсидирования производителей, которые мотивировали уже производителя на увеличение производства алкогольной продукции. Эти процессы шли вразрез с базовыми целями развития конкурентной среды - обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования рынков. Хорошо, что была принята законодательная поправка о запрете субсидирования производства алкогольной продукции.

Предполагаем, что и в 2014 году нам придется сталкиваться с подобными проблемами и проводить расследования в соответствии с Законом "О защите конкуренции".

Кроме того, еще одной серьезной задачей для ФАС России будет участие в нормотворческом процессе. Я имею в виду прежде всего экспертизу на соответствие конкурентным принципам поправок 171-ФЗ, которые продолжают вноситься в том числе от законодателей различных регионов, которые пытаются изменить условия и правила регулирования оборота алкогольной продукции.

Наши требования просты. Условия оборота товара должны быть для всех и везде одинаковы, на всей территории страны. Необходимо обеспечить свободу перемещения товаров, не должны вводиться никакие заградительные меры или запреты на оборот по видам алкогольной продукции. Это тот случай, когда можно не спорить, какой алкоголь наносит больше вреда. Рынки должны максимально свободно развиваться в четких законодательных рамках и в условиях единых, понятных всем правил игры.

Еще одна проблема - повышение акцизов на алкогольные напитки для повышения порога доступности, по оценке наших экспертов, активизировали рынки нелегальной продукции. По разным оценкам, рынок нелегальной продукции занимает уже от 40 до 60 процентов. Это огромное количество денег, которое недополучают региональные и федеральный бюджет в виде налогов, акцизных платежей. Недополучают прибыль предприниматели. Честно произведенный и продаваемый по достаточно высоким ценам товар не может конкурировать с подпольным продуктом и суррогатами. Наши эксперты - представители производителей крепких алкогольных напитков - активно высказываются за приостановку планового роста акцизов на легально производимые напитки. Тема для обсуждения конечно есть - нужны экономические расчеты и сравнение динамик изменений в производстве и сборе акцизных платежей. Если одни регионы ведут борьбу с нелегальной водкой, то южные области России наводняются нелегальным вином. Да и я сам месяца 2-3 назад на одном из рынков Москвы видел, как неизвестный мужчина предлагал "краснодарское вино" в ПЭТ-таре. Оборот такой продукции отраслевому закону не подчиняется, его можно пресечь только с помощью правоохранительных органов. А с точки зрения экономики мы считаем, что установление минимальных розничных цен на игристые вина может позволить легальным производителям успешнее бороться с нелегальным товаром.

Не стоит забывать, что мы сегодня живем и работаем в рамках соглашений Таможенного союза, присоединились к ВТО. И это дает новые перспективы развития рынков, в том числе алкогольной продукции. Мы очень надеемся, что в 2014 году к логическому завершению, то есть к принятию, придет проект Соглашения о Единых правилах оборота алкогольной продукции на рынках ТС. Этот процесс надо связывать еще с одним очень важным документом - соответствующим Техническим регламентом Таможенного союза. Понятно, что на каком-то исходном рубеже у каждой страны есть свои, внутренние, экономические интересы. Но двигаться надо ускоренными темпами, чтобы на рынках алкогольной продукции приходить к единообразию понимания правил производства и оборота. Мы много раз говорили, что поддерживаем развитие саморегулирования в отрасли. Есть ряд задач, где интересы государства и бизнеса совпадают, а значит, объединяя усилия, создавая синергетический эффект, можно их решить. Например, мы выступаем за то, чтобы предприниматели взяли больше экономической и социальной ответственности за добросовестное развитие рынков и информирование потребителя.

Я не считаю, что безнравственно компаниям, которые производят или торгуют алкоголем, поддерживать детский спорт или развитие искусства. Это абсолютно нормально. И если сегодня алкогольные компании - производители алкогольной продукции говорят обществу, что мы готовы часть прибыли вложить в поддержку спорта, искусства, медицины, пропаганду ответственного употребления алкоголя, я в этом не вижу ничего плохого. В этом как раз и есть социальная ответственность бизнеса. Эти процессы надо поддерживать.

Еще одна тема - совместная борьба с недобросовестными производителями, продавцами, с оборотом нелегального товара. Поэтому мы приветствовали соглашение участников рынка в рамках Союза производителей алкогольной продукции, направленное на борьбу с контрафактом.

В идеологии системы саморегулирования - повышенная ответственность членов организации за свои действия и деятельность СРО. Члены саморегулируемой организации берут на себя некие обязательства, и СРО несет полную, в том числе экономическую, ответственность за то, чтобы члены вели себя на рынке добросовестно, в рамках действующего законодательства. Такая самостоятельность на рынках алкогольной продукции может стать вектором развития добросовестного предпринимательства и помочь навести порядок на рынках.

Владимир Мишеловин, начальник управления контроля органов власти ФАС России

Товары и цены ФАС