21.01.2014 00:43
Экономика

Эксперт: Авто и ж/д перевозчики стран СНГ могут объединиться

Автомобилисты и железнодорожники из конкурентов могут превратиться в партнеров
Текст:  Леонид Григорьев
Российская Бизнес-газета - Инновации: №2 (931)
Развитие транспортной системы России в последние годы прочно вошло в число государственных приоритетов. В отрасль немало инвестируют как государство, так и коммерческие структуры. Средства преимущественно вкладываются в новую технику и объекты инфраструктуры. Однако председатель исполкома Координационного транспортного совещания государств - участников СНГ Чингиз Измайлов считает, что инвестировать нужно и в разработку и внедрение инноваций в сфере организации управления транспортной отраслью и развитие взаимодействия между ее видами.
Читать на сайте RG.RU

Запланированные инвестиции в модернизацию транспортного комплекса России можно считать одной из основных расходных статей бюджета. Какие сферы транспортной отрасли наиболее нуждаются в инвестировании в инновации?

Чингиз Измайлов: Для того чтобы транспорт стал надежным инструментом повышения производительности экономики, снижения издержек, повышения качества готовых продуктов и услуг, необходимы существенные инновационные сдвиги в сфере организации работы транспорта. Стандарт инновационной технологии управления транспортными системами - это предоставление клиенту гарантий, что груз будет доставлен по схеме "от двери до двери" с твердым временным графиком и соблюдением всех качественных параметров. Организация транспортного процесса, гарантирующая соблюдение графика и условий перевозки, является ключевой задачей любой инновации, достойной внедрения и соответствующего финансирования.

Какие технологии в этом отношении наиболее эффективны?

Чингиз Измайлов: Наиболее эффективны технологии, позволяющие создавать транспортные системы, в которых существуют гарантии по срокам и условиям перевозок, сокращается количество операций, создаются возможности для движения грузов по кратчайшим маршрутам. Важный момент - критерием эффективности технологии является возможность нивелировать в транспортной отрасли межвидовую конкуренцию, объединять усилия различных видов транспорта для предоставления клиенту максимально качественной услуги с минимальными материальными и временными издержками.

Такие решения есть?

Чингиз Измайлов: Как пример технологии, практически в полной мере отвечающей этим критериям инновационности, можно назвать контрейлерные перевозки. Их суть - доставка на специализированных платформах автоприцепов по железной дороге. Этот вид перевозки, несмотря на свою молодость, в силу своего новаторского подхода к решению проблем, которые еще недавно казались в принципе нерешаемыми, уже получил бурное развитие в странах ЕС, в том числе и за счет его совпадения с общеевропейским трендом снижения экологической нагрузки со стороны транспорта.

Каковы перспективы внедрения этой инновации у нас, ведь наша страна пока не может похвастаться столь же трепетным отношением к экологии, как ЕС?

Чингиз Измайлов: Контрейлерные перевозки дают тем, кто их использует, и краткосрочный, и долгосрочный положительный бизнес-эффект. К числу краткосрочных можно отнести существенное снижение издержек на амортизацию автотранспорта, расход горючего, оплату проезда по платным дорогам, на зарплату водителям, на страховые выплаты за счет кратного повышения безопасности перевозок и уровня сохранности грузов. Долгосрочные эффекты следуют из практически недоступной для других технологий возможности совмещать преимущества автомобильного и железнодорожного транспорта, комбинировать их долю на различных участках грузопроводящих систем. Их стратегический выигрыш - взаимодополнение организованности и высокой скорости доставки по железной дороге с гибкостью услуг, предлагаемых автоперевозчиками. Такое свойство контрейлерных технологий дает возможность реализовывать принципиально новые по масштабу транспортные проекты, в том числе и межгосударственного характера. Для России их внедрение имеет особое значение, поскольку они не только помогут нашим транспортникам получить дополнительный доход и предоставить своим клиентам новые услуги. Высокая конкурентоспособность контрейлерных перевозок позволяет использовать их и как дополнительный рычаг для развития транспортной инфраструктуры, особенно железнодорожной. Развитие контрейлерных перевозок следует отразить в долгосрочной программе развития российских железных дорог, для инвестирования которой руководство страны пошло на такой шаг, как использование национального капитала, прежде всего для модернизации Транссиба и БАМа. Здесь речь должна идти о строительстве новых путей, которые будут в первую очередь обслуживать контрейлерные перевозки, потому что, если их запустить по уже действующим линиям, потеряем одну из главных компонент технологии - скорость перевозки и соблюдение графика доставки. Потребуется создать и всю необходимую инфраструктуру для организации контрейлерных перевозок.

Почему они пока находятся фактически в зачаточном состоянии?

Чингиз Измайлов: Потому что существующие станции очень сложно, а то и невозможно переоборудовать под них. Проще строить с нуля. Если потенциальным инвесторам гарантировать право управления новыми линиями с прилегающими объектами, то к государственным деньгам наверняка приложатся и очень крупные средства из других источников. Государству же следует оставить за собой право определять долгосрочные целевые показатели работы новых инфраструктурных объектов, в том числе и в привязке к их положительному влиянию на состояние экономики в целом. Этот шаг вполне правомочен, поскольку новые объекты будут создаваться с госучастием. Государство само сможет решать, кто и как будет затем ими управлять.

Вы упомянули о том, что в случае принятия решения о масштабном внедрении контрейлерных перевозок в России государственные усилия по внедрению этой инновации будут поддержаны бизнесом. О каких структурах может идти речь и в чем их интерес?

Чингиз Измайлов: Прежде всего это крупные российские транспортно-логистические холдинги. Они с удовольствием воспользуются возможностью инвестировать в новые объекты магистральной железнодорожной инфраструктуры, если за ними сохранят право управлять объектами. На это у них деньги найдутся даже в нынешние непростые времена. Другой источник - венчурное финансирование, с привлечением денег таких структур, как Европейский и Всемирный банки развития, Исламский банк, международные инвестиционные структуры. В этом случае применение контрейлерных технологий может стать средством выработки таких решений, под финансирование которых могли бы предоставляться гарантии не только на государственном, но и на межгосударственном уровне. Международные автомобильные и железнодорожные перевозки регулируются соответствующими крупнейшими международными отраслевыми союзами - Международным союзом автоперевозчиков (IRU) и Международным союзом железных дорог (МСЖД) соответственно. Россия занимает лидирующее положение в МСЖД, ее представители входят во все руководящие структуры этого союза. А IRU c прошлого года возглавляет Умберто де Претто, человек очень позитивный и поддерживающий любые идеи по развитию партнерства с железными дорогами, в том числе и с российскими. Я не вижу ничего невозможного в том, чтобы эти две наиболее влиятельные на евразийском пространстве транспортные структуры заключили стратегическое соглашение о формировании единой евразийской железнодорожно-автомобильной перевозочной структуры, в которой влияние российских транспортников было бы значительным. Важным подспорьем в создании такой системы как раз и могли бы стать контрейлерные технологии, именно в силу своего уникального свойства - способности снимать конкурентные противоречия между видами транспорта и добиваться синергетического эффекта от сложения их возможностей. Тогда перед отечественной транспортной отраслью открылись бы возможности реализовывать глобальные новаторские транспортные инициативы, результаты которых дали бы долгосрочный положительный эффект.

Железные дороги Общественный транспорт