Запланированные инвестиции в модернизацию транспортного комплекса России можно считать одной из основных расходных статей бюджета. Какие сферы транспортной отрасли наиболее нуждаются в инвестировании в инновации?
Чингиз Измайлов: Для того чтобы транспорт стал надежным инструментом повышения производительности экономики, снижения издержек, повышения качества готовых продуктов и услуг, необходимы существенные инновационные сдвиги в сфере организации работы транспорта. Стандарт инновационной технологии управления транспортными системами - это предоставление клиенту гарантий, что груз будет доставлен по схеме "от двери до двери" с твердым временным графиком и соблюдением всех качественных параметров. Организация транспортного процесса, гарантирующая соблюдение графика и условий перевозки, является ключевой задачей любой инновации, достойной внедрения и соответствующего финансирования.
Какие технологии в этом отношении наиболее эффективны?
Чингиз Измайлов: Наиболее эффективны технологии, позволяющие создавать транспортные системы, в которых существуют гарантии по срокам и условиям перевозок, сокращается количество операций, создаются возможности для движения грузов по кратчайшим маршрутам. Важный момент - критерием эффективности технологии является возможность нивелировать в транспортной отрасли межвидовую конкуренцию, объединять усилия различных видов транспорта для предоставления клиенту максимально качественной услуги с минимальными материальными и временными издержками.
Такие решения есть?
Чингиз Измайлов: Как пример технологии, практически в полной мере отвечающей этим критериям инновационности, можно назвать контрейлерные перевозки. Их суть - доставка на специализированных платформах автоприцепов по железной дороге. Этот вид перевозки, несмотря на свою молодость, в силу своего новаторского подхода к решению проблем, которые еще недавно казались в принципе нерешаемыми, уже получил бурное развитие в странах ЕС, в том числе и за счет его совпадения с общеевропейским трендом снижения экологической нагрузки со стороны транспорта.
Каковы перспективы внедрения этой инновации у нас, ведь наша страна пока не может похвастаться столь же трепетным отношением к экологии, как ЕС?
Чингиз Измайлов: Контрейлерные перевозки дают тем, кто их использует, и краткосрочный, и долгосрочный положительный бизнес-эффект. К числу краткосрочных можно отнести существенное снижение издержек на амортизацию автотранспорта, расход горючего, оплату проезда по платным дорогам, на зарплату водителям, на страховые выплаты за счет кратного повышения безопасности перевозок и уровня сохранности грузов. Долгосрочные эффекты следуют из практически недоступной для других технологий возможности совмещать преимущества автомобильного и железнодорожного транспорта, комбинировать их долю на различных участках грузопроводящих систем. Их стратегический выигрыш - взаимодополнение организованности и высокой скорости доставки по железной дороге с гибкостью услуг, предлагаемых автоперевозчиками. Такое свойство контрейлерных технологий дает возможность реализовывать принципиально новые по масштабу транспортные проекты, в том числе и межгосударственного характера. Для России их внедрение имеет особое значение, поскольку они не только помогут нашим транспортникам получить дополнительный доход и предоставить своим клиентам новые услуги. Высокая конкурентоспособность контрейлерных перевозок позволяет использовать их и как дополнительный рычаг для развития транспортной инфраструктуры, особенно железнодорожной. Развитие контрейлерных перевозок следует отразить в долгосрочной программе развития российских железных дорог, для инвестирования которой руководство страны пошло на такой шаг, как использование национального капитала, прежде всего для модернизации Транссиба и БАМа. Здесь речь должна идти о строительстве новых путей, которые будут в первую очередь обслуживать контрейлерные перевозки, потому что, если их запустить по уже действующим линиям, потеряем одну из главных компонент технологии - скорость перевозки и соблюдение графика доставки. Потребуется создать и всю необходимую инфраструктуру для организации контрейлерных перевозок.
Почему они пока находятся фактически в зачаточном состоянии?
Чингиз Измайлов: Потому что существующие станции очень сложно, а то и невозможно переоборудовать под них. Проще строить с нуля. Если потенциальным инвесторам гарантировать право управления новыми линиями с прилегающими объектами, то к государственным деньгам наверняка приложатся и очень крупные средства из других источников. Государству же следует оставить за собой право определять долгосрочные целевые показатели работы новых инфраструктурных объектов, в том числе и в привязке к их положительному влиянию на состояние экономики в целом. Этот шаг вполне правомочен, поскольку новые объекты будут создаваться с госучастием. Государство само сможет решать, кто и как будет затем ими управлять.
Вы упомянули о том, что в случае принятия решения о масштабном внедрении контрейлерных перевозок в России государственные усилия по внедрению этой инновации будут поддержаны бизнесом. О каких структурах может идти речь и в чем их интерес?
Чингиз Измайлов: Прежде всего это крупные российские транспортно-логистические холдинги. Они с удовольствием воспользуются возможностью инвестировать в новые объекты магистральной железнодорожной инфраструктуры, если за ними сохранят право управлять объектами. На это у них деньги найдутся даже в нынешние непростые времена. Другой источник - венчурное финансирование, с привлечением денег таких структур, как Европейский и Всемирный банки развития, Исламский банк, международные инвестиционные структуры. В этом случае применение контрейлерных технологий может стать средством выработки таких решений, под финансирование которых могли бы предоставляться гарантии не только на государственном, но и на межгосударственном уровне. Международные автомобильные и железнодорожные перевозки регулируются соответствующими крупнейшими международными отраслевыми союзами - Международным союзом автоперевозчиков (IRU) и Международным союзом железных дорог (МСЖД) соответственно. Россия занимает лидирующее положение в МСЖД, ее представители входят во все руководящие структуры этого союза. А IRU c прошлого года возглавляет Умберто де Претто, человек очень позитивный и поддерживающий любые идеи по развитию партнерства с железными дорогами, в том числе и с российскими. Я не вижу ничего невозможного в том, чтобы эти две наиболее влиятельные на евразийском пространстве транспортные структуры заключили стратегическое соглашение о формировании единой евразийской железнодорожно-автомобильной перевозочной структуры, в которой влияние российских транспортников было бы значительным. Важным подспорьем в создании такой системы как раз и могли бы стать контрейлерные технологии, именно в силу своего уникального свойства - способности снимать конкурентные противоречия между видами транспорта и добиваться синергетического эффекта от сложения их возможностей. Тогда перед отечественной транспортной отраслью открылись бы возможности реализовывать глобальные новаторские транспортные инициативы, результаты которых дали бы долгосрочный положительный эффект.