21.01.2014 20:05
Общество

Как менялся облик русской шубы

Текст:  Инна Федорова
К середине января до Москвы наконец добралась зима. Настоящая зима, в нашем понимании, - это мороз 15-20 градусов ниже нуля, солнце, хрустящий снег под ногами, красные носы прохожих, иней на волосах и, конечно, шуба - единственное надежное спасение от мороза. Ничего лучше на случай холодов люди пока не придумали.
Читать на сайте RG.RU

Шуба давно перестала быть просто источником тепла, она стала полноценным культурным явлением, со своими стилевыми и социальными тонкостями, с богатой историей.

На Руси верхняя одежда из меха была непременной составляющей гардероба. Самым распространенным одеянием был "кожух" - пальто до пят из порядка 9 дубленых овечьих шкур с отложным воротником, который поднимали, чтобы сохранить тепло. Носили и так называемые дохи - шубы из жеребячьих или телячьих шкур мехом наружу. А еще тулупы - просторные длинные заячьи или овчинные дубленки с большими меховыми воротниками. Стоимость меха всегда была высока (он и сам часто выступал валютой при оплате ценных товаров), поэтому нередко в бедных семьях тулуп имелся один на всех и передавался по наследству.

Гораздо веселее обстояли дела у обеспеченных жителей средневековой Руси. Шубы князей и бояр, тогдашней элиты общества, были распашными расширяющимися книзу, с длинными широкими рукавами и отложными воротниками. Снаружи такое изделие было модно покрывать дорогой тканью, парчой, атласом или бархатом, а в качестве застежек использовать шнуры. Обеспеченные люди могли себе позволить множество роскошных шуб из меха лисицы, песца или соболя и надевали иногда одновременно несколько штук. В 15-17 веках шубы расшивали золотом, украшали драгоценными камнями и "выгуливали" даже летом, дабы продемонстрировать свой статус. Нередки были и случаи домашней эксплуатации шуб, при встрече гостей, например, все с той же целью.

Венценосным особам вообще полагалось иметь большое количество меховых изделий, на все случаи жизни: при восхождении на трон, для охоты, приема или пира. Царь надевал какое-нибудь меховое изделие, расшитое драгоценными камнями, которое соответствовало случаю. Это могла быть легендарная коронационная Шапка Мономаха или императорская горностаевая шуба. Так что шубы были еще и атрибутом придворного этикета.

Фасон шубы менялся вместе с обликом страны. Реформатор Петр I, ярый противник излишеств, лишил ее гипертрофированно длинных рукавов и подола. Распространившаяся в 18 веке западноевропейская мода привела к тому, что традиционные для русских шубы продолжили носить лишь в среде небогатых горожан, казачества и крестьянства. И все же с наступлением зимы даже самые заядлые модники надевали этот спасительный предмет гардероба. Покрои их были разнообразны. Популярность приобрели двубортные шубы с прямыми спинкой и полами, длинными прямыми рукавами и отложным воротником. В 19 веке в употребление вошли шубы "с перехватом", "с пережимом", другими словами, приталенные. Они шились в основном с неотрезной спинкой и неотрезными полами и обязательно с клиньями, вставленными по бокам от талии. Вне зависимости от покроя, шубы запахивались справа налево и застегивались на крючки или пуговицы. А вот длина могла быть различной, от очень длинных до сравнительно коротких, причем женские в основном были короче. Фактически же мужские и женские шубы отличались только размерами.

Историки утверждают, что "в последней четверти 19 - начале 20 веков во многих деревнях России вошли в моду шубы, отрезные по талии: или только с отрезной спинкой, или отрезные кругом, со сборками около талии". Тесное взаимодействие с западной цивилизацией окультурило русскую шубу, сделало ее изящнее.

В советский период пушнины на просторах России меньше не стало, напротив, заработали крупные зверсовхозы, предприятия, специализировавшиеся на выращивание в неволе пушных зверей. Но на смену индивидуальному пошиву пришли меховые фабрики, выпускавшие ограниченное количество моделей. Одно из крупнейших меховых производств располагалось в Чите и работало в основном на нужды армии, исправно поставляло овчинные тулупы, шапки и варежки многотысячной советской армии. Во время войны 1941-1945 годов фабрика работала без перерывов на ночь и выходные дни. Работа кипела в две смены по 12 часов каждая, и только по воскресеньям смены сокращали до 8 часов.

Кроме зимней военной формы, на читинской фабрике производили детские шубки из цигейки и несколько фасонов женских и мужских шуб. Качество было отменным. Даже сегодня некоторые из образцов 1970-х преданно служат своим владельцам, а возраст их выдает, пожалуй, только фасон. Правда, жителям самой Читы было сложно их приобрести, как, впрочем, и другим простым гражданам. Позволить себе дорогостоящие модные элегантные каракулевые шубки могли лишь жены высокопоставленных деятелей страны и политиков. Но и эти шубы были в основном классического покроя, черного или серого цвета.

С распадом СССР шуба вновь оказалась актуальна - и как способ демонстрации статуса, и как символ вновь обретенной буржуазности, и как возможность подчеркнуть женственность. Рыночная экономика позволила русской шубе совершить настоящий прорыв. Сейчас в стране работает несколько крупных фабрик с передовыми технологиями и модельными рядами.
На улицах городов можно встретить и норковое пальто-халат в пол, и кроличий полушубок, и более изящное современное прочтение традиционного овчинного тулупа, и "трапецию" из меха шиншиллы. Популярностью пользуются даже совсем уже необычные для нашей страны в прошлом тончайшие маленькие  полупальто из каракульчи с рукавом три четверти, пригодные, правда, скорее для автоледи и, желательно, осенью-весной. Эксперты сходятся во мнении, что именно Россия является сегодня основным диктатором меховой моды. Изрядно эволюционировавший "заячий тулупчик" отогревает теперь не только Россию.

Общество История