Шуба давно перестала быть просто источником тепла, она стала полноценным культурным явлением, со своими стилевыми и социальными тонкостями, с богатой историей.
На Руси верхняя одежда из меха была непременной составляющей гардероба. Самым распространенным одеянием был "кожух" - пальто до пят из порядка 9 дубленых овечьих шкур с отложным воротником, который поднимали, чтобы сохранить тепло. Носили и так называемые дохи - шубы из жеребячьих или телячьих шкур мехом наружу. А еще тулупы - просторные длинные заячьи или овчинные дубленки с большими меховыми воротниками. Стоимость меха всегда была высока (он и сам часто выступал валютой при оплате ценных товаров), поэтому нередко в бедных семьях тулуп имелся один на всех и передавался по наследству.
Гораздо веселее обстояли дела у обеспеченных жителей средневековой Руси. Шубы князей и бояр, тогдашней элиты общества, были распашными расширяющимися книзу, с длинными широкими рукавами и отложными воротниками. Снаружи такое изделие было модно покрывать дорогой тканью, парчой, атласом или бархатом, а в качестве застежек использовать шнуры. Обеспеченные люди могли себе позволить множество роскошных шуб из меха лисицы, песца или соболя и надевали иногда одновременно несколько штук. В 15-17 веках шубы расшивали золотом, украшали драгоценными камнями и "выгуливали" даже летом, дабы продемонстрировать свой статус. Нередки были и случаи домашней эксплуатации шуб, при встрече гостей, например, все с той же целью.
Венценосным особам вообще полагалось иметь большое количество меховых изделий, на все случаи жизни: при восхождении на трон, для охоты, приема или пира. Царь надевал какое-нибудь меховое изделие, расшитое драгоценными камнями, которое соответствовало случаю. Это могла быть легендарная коронационная Шапка Мономаха или императорская горностаевая шуба. Так что шубы были еще и атрибутом придворного этикета.
Фасон шубы менялся вместе с обликом страны. Реформатор Петр I, ярый противник излишеств, лишил ее гипертрофированно длинных рукавов и подола. Распространившаяся в 18 веке западноевропейская мода привела к тому, что традиционные для русских шубы продолжили носить лишь в среде небогатых горожан, казачества и крестьянства. И все же с наступлением зимы даже самые заядлые модники надевали этот спасительный предмет гардероба. Покрои их были разнообразны. Популярность приобрели двубортные шубы с прямыми спинкой и полами, длинными прямыми рукавами и отложным воротником. В 19 веке в употребление вошли шубы "с перехватом", "с пережимом", другими словами, приталенные. Они шились в основном с неотрезной спинкой и неотрезными полами и обязательно с клиньями, вставленными по бокам от талии. Вне зависимости от покроя, шубы запахивались справа налево и застегивались на крючки или пуговицы. А вот длина могла быть различной, от очень длинных до сравнительно коротких, причем женские в основном были короче. Фактически же мужские и женские шубы отличались только размерами.
Историки утверждают, что "в последней четверти 19 - начале 20 веков во многих деревнях России вошли в моду шубы, отрезные по талии: или только с отрезной спинкой, или отрезные кругом, со сборками около талии". Тесное взаимодействие с западной цивилизацией окультурило русскую шубу, сделало ее изящнее.
В советский период пушнины на просторах России меньше не стало, напротив, заработали крупные зверсовхозы, предприятия, специализировавшиеся на выращивание в неволе пушных зверей. Но на смену индивидуальному пошиву пришли меховые фабрики, выпускавшие ограниченное количество моделей. Одно из крупнейших меховых производств располагалось в Чите и работало в основном на нужды армии, исправно поставляло овчинные тулупы, шапки и варежки многотысячной советской армии. Во время войны 1941-1945 годов фабрика работала без перерывов на ночь и выходные дни. Работа кипела в две смены по 12 часов каждая, и только по воскресеньям смены сокращали до 8 часов.
Кроме зимней военной формы, на читинской фабрике производили детские шубки из цигейки и несколько фасонов женских и мужских шуб. Качество было отменным. Даже сегодня некоторые из образцов 1970-х преданно служат своим владельцам, а возраст их выдает, пожалуй, только фасон. Правда, жителям самой Читы было сложно их приобрести, как, впрочем, и другим простым гражданам. Позволить себе дорогостоящие модные элегантные каракулевые шубки могли лишь жены высокопоставленных деятелей страны и политиков. Но и эти шубы были в основном классического покроя, черного или серого цвета.
С распадом СССР шуба вновь оказалась актуальна - и как способ демонстрации статуса, и как символ вновь обретенной буржуазности, и как возможность подчеркнуть женственность. Рыночная экономика позволила русской шубе совершить настоящий прорыв. Сейчас в стране работает несколько крупных фабрик с передовыми технологиями и модельными рядами.
На улицах городов можно встретить и норковое пальто-халат в пол, и кроличий полушубок, и более изящное современное прочтение традиционного овчинного тулупа, и "трапецию" из меха шиншиллы. Популярностью пользуются даже совсем уже необычные для нашей страны в прошлом тончайшие маленькие полупальто из каракульчи с рукавом три четверти, пригодные, правда, скорее для автоледи и, желательно, осенью-весной. Эксперты сходятся во мнении, что именно Россия является сегодня основным диктатором меховой моды. Изрядно эволюционировавший "заячий тулупчик" отогревает теперь не только Россию.