Сейчас получить информацию о своем кредитном прошлом и настоящем можно один раз в год бесплатно, а за все последующие обращения нужно платить. Кроме того, посетить офис Бюро кредитных историй (БКИ) нужно не один раз.
Пока эта инициатива только обсуждается, рынок ждет поправок в закон, которые были приняты в конце декабря и вступают в силу с 1 июля 2014 года. Поправки эти значительно расширяют доступ бизнеса к кредитным историям, причем к определенной их части без согласия заемщика. Как рассказал гендиректор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин, эти изменения прописаны в законе-спутнике к Закону "О потребительском кредитовании" и обязывают всех кредиторов, а не только банки подавать информацию о заемщиках в БКИ. Согласие заемщика на это не требуется. Также вводится понятие "информационная часть" кредитной истории - это все, что заемщик сообщает о себе в заявке на кредит. В некоторых банках, по словам Викулина, эта информация занимает 8 листов. И вот как раз к этой информационной части теперь смогут получить доступ любые юрлица и ИП, заключившие с БКИ договор. Например, работодатели, желающие узнать кредитную историю потенциального или действующего сотрудника. При этом согласие заемщика на это не требуется, более того - бюро не обязано информировать вас о том, что кто-то интересовался вашими кредитными делами. Теперь в кредитную историю будет вноситься информация не только о выданных кредитах и платежам по ним, но и об отказах в выдаче кредита, а также о причинах отказа.
Сколько будет стоить такая услуга для юридических лиц, Викулин сказать затруднился. При этом он подчеркнул, что изменения в закон стали неожиданностью даже для участников рынка, не то что для заемщиков. Беспокойство вызывает то, что фактически любой человек, в том числе с не самыми добрыми намерениями, теперь может организовать юрлицо и получить доступ к сотням и тысячам кредитных историй. Информация о том, кто запрашивает кредитную историю, также заносится в базу - запрос официальный, и все данные фиксируются. Хотя это слабое утешение - если уж злоумышленник выстраивает целую схему для получения доступа к вашей кредитной истории, ничто не мешает ему создать фирму-однодневку и выдумать все свои данные. По мнению президента Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегина Тосуняна, ЦБ должен выработать какое-то "противоядие", то есть предусмотреть дополнительные меры защиты для того, чтобы исключить доступ преступников к кредитным историям граждан. Пока же, по его словам, НБКИ и АРБ готовят совместное информационное письмо, которое разъяснит все нововведения и, как ожидается, снимет острые вопросы. Подготовить его планируется через месяц.
Еще одним законодательным изменением, которое может "ударить" по потребителям финансовых услуг, может стать 9 статья Закона "О национальной платежной системе". Она вступила в силу с 1 января, однако механизм возврата денежных средств в случае несанкционированной транзакции так и не был четко прописан. Главная "загвоздка" - в понятии уведомления банком клиента о совершенной транзакции, а также в сроках получения клиентом такого уведомления и реакции в случае, если транзакцию совершил не он. По закону у клиента есть один день на то, чтобы сообщить банку о незаконном снятии или переводе средств с карты. Если он не успевает, то рассчитывать на возмещение от банка не может, сказал зампред правления Альфа-Банка Владимир Сенин.
Наиболее популярный способ уведомления - это sms-сообщение. И здесь банкирам не понравились "нерыночные" действия некоторых сотовых операторов, которые перед новым годом повысили тарифы за сообщения. Как рассказал Сенин, ряд российских банков, в том числе Альфа-Банк, направили в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) жалобу на повышение тарифов. Насколько выросли тарифы, банкир не рассказал, добавив, что у каждого банка они свои, и рост "был существенным". Разъяснений и реакции от ведомства финансисты ждут в феврале.
Что касается самой статьи 9, президент НП "Национальный платежный совет" Алексей Саватюгин считает, что к ее пересмотру депутаты могут вернуться весной, безусловно, только в том случае, если опасения банкиров действительно подтвердятся, и с реализацией статьи возникнут сложности. К тому моменту уже может сформироваться и какая-то правоприменительная практика, добавил он.