- Цари идут! - раздается на всю околицу. И несведущий человек, которого случайно занесло в деревню, может подумать, что ослышался. Но тут из-за угла показывается сначала дородная женщина с метлой, расчищающая путь. А за ней с гордой осанкой, с саблями на боку (правда, бутафорскими) и факелами выходит строй солдат.
Эти воины и есть "цари". Одеты они в наряды, которые, конечно, строго армейскими не назовешь. Но гусарские шапки узнаются в колпаках, а в общих чертах костюма - российская униформа XIX века. В этом кроется отчасти и ответ о происхождении "царей".
Говорят, колядный обычай "Цари" пришел в Семежево от российских солдат времен "царя-батюшки". Хотя, вероятнее всего, это легенда. На самом деле, если присмотреться, то окажется, что одеты участники карнавала в льняные рубахи и штаны. Обуты в высокие сапоги, которые остались от отцов и дедов со времен службы в советской или современной белорусской армии.
Подпоясаны хлопцы традиционными белорусскими поясами с геометрическим орнаментом. А на колпаках реют ленты, как у украинских молодиц. Такое смешение стилей вполне нормально для театрализованного представления.
Любопытно и то, что одним из представлений "Шчодрага вечара" становится инсценировка драмы "Царь Максимилиан". В старину ее разыгрывали во многих белорусских деревнях, впрочем, как и в России, Украине. Сюжет восходит, вероятно, к библейским временам. В основе действия - конфликт тирана царя Максимилиана с его сыном. Отец-язычник требует, чтобы сын бросил христианскую веру, но тот решительно отказывается.
Постановки драмы были популярны в российской императорской армии. Возможно, с этим связана семежевская легенда о возникновении обычая "Цари": якобы занесли его в село стоявшие здесь царские солдаты.
...Барабанная дробь звучит над деревней полночи. Никто не спит: все гуляют. Ходят в гости из хаты в хату, угощают "царей", которые после представления собирают от односельчан дары - "чым хата багата". Как это было в нынешнем году, послушаем Татьяну Шауро, директора Семежевского центра культуры и досуга:
- По деревне ходили два состава участников обряда - по 12 человек. В каждой группе 7 "царей", Пекарь, Мехоноша, Музыкант и Баба с Дедом. Персонажей этих играют исключительно неженатые парни и мужчины - в этом мы строго соблюдаем традицию. В старину женатых ребят не выпускали в праздник из дому, так как мужчины заходят в хаты к девушкам... Среди "царей" все семеро строятся по росту: впереди самый высокий - царь Максимилиан, за ним - Мамай и так далее. Две группы ходят у нас по селу уже третий год подряд. До этого была только одна. А в старину у каждой улицы был свой "гурт".
К сожалению, сейчас многие дома в деревне стоят пустые, с заколоченными ставнями... Семежево еще в начале ХХ века было местечком, сейчас его статус пониже. Держится село в том числе и на возрожденной традиции. А ведь еще в середине 1990-х годов колядные "Цари" считались обычаем исчезающим. Лишь благодаря инициативе сотрудников Национальной академии наук реликты, остатки былой традиции удалось по крупицам составить и вернуть к жизни. Теперь за тем, чтобы традиция сохранялась, следят в Семежевском центре культуры и досуга. Его подвижнический коллектив "Цари" был удостоен специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства за большую работу по изучению, возрождению и сохранению народных традиций.
На старый Новый год деревня Семежово превращается в театр под открытым небм. Фото:БЕЛТА
Обряд "Цари" является нематериальной историко-культурной ценностью Беларуси и внесен в Государственный список историко-культурных ценностей страны, Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Если вы решите заглянуть в Семежево, то учтите, что увидеть обряд "Цари" можно только раз в году - в ночь с 13 на 14 января. А в остальное время культурную программу помогут составить в центре культуры и досуга. Здесь подскажут дорогу в центр ткачества, где можно даже попробовать что-то сделать на бабушкином станке своими руками. Семежевская "закладная" техника ткачества - особенная, внесена в Государственный список историко-культурных ценностей. Неповторимы и традиционные блюда жителей деревни. Татьяна Шауро поделилась рецептами:
- В каждом доме Семежево готовят солодуху. Проращивают в теплом месте 2-3 дня рожь, смешивают с мукой, добавляют воды, ставят на печь на сутки, добавляют сушеные фрукты. Это была каждодневная еда. Скажем прямо, скромная. Но рецептура оригинальная, хотя такое блюдо встречается и в других местностях страны. Семежевский квас варили из свеклы, моркови, капусты, лука, добавляли рыбу (если не в пост) и грибы. Ну и конечно, не обходилось без драников, мачанки, блинов.
Татьяна Шауро приглашает в деревню в любое время года, не только на Коляды. И, знаете, хотя здесь мне приходилось бывать не раз, от такого предложения, а тем более угощения, не могу отказаться. И вам, дорогие читатели, советую: приезжайте в Семежево. Встретят как родных.
Коляды в Беларуси отмечают в каждой местности по-своему. На второй день православного Рождества в агрогородке Молотковичи Пинского района проходит районный праздник "Калядны фэст". Жители Молотковичей, поселка Садовый, деревни Домашицы тепло встречают гостей с рождественской звездой. Обряд "Женитьба Терешки" проводят в Лепельском районе. Обычай интересен тем, что является поводом для парней и девушек найти свою любовь с помощью игр. Деревня Погост Житковичского района попала в рейтинг телеканала CNN как одно из лучших мест для встречи Нового года и Рождества. Гости здесь могут посмотреть, как народные умельцы делают соломенного паука и маски, а также отведать кутью.