Коктейль для судьи
В среднем в Киргизии ежегодно свидетелями преступлений становятся около 50 тысяч человек. Почти половина из них, как утверждают силовики, отказывается от показаний, ранее данных на следствии. Основная причина - оказание давления на них со стороны родственников подсудимых и членов организованных преступных группировок, угрозы расправы. По данным МВД КР, только в 2013 году в личной охране нуждались примерно пять тысяч свидетелей, двум третям которых после показаний в суде приходилось менять место жительства.
В защите нуждаются и судьи. В Киргизии нет службы судебных приставов, как, например, в России, поэтому местные служители Фемиды рискуют не меньше свидетелей или потерпевших. Нет никакой гарантии, что после оглашения приговора недовольные вердиктом родственники осужденного не поджидают судью возле дома или работы для разговора "по душам". По данным МВД, за прошлый год зафиксировано пять случаев угроз судебным исполнителям и судьям. А в ноябре прошлого года произошел и вовсе шокирующий случай: в одном из райсудов Бишкека задержали родственника обвиняемого, который явился на заседание с "коктейлем Молотова".
Спецназ для свидетеля
На принятии госпрограммы настаивали все правоохранительные структуры страны. Как утверждают силовики, из-за отсутствия защиты свидетелей и судей многие уголовные дела, возбужденные против лидеров или членов организованных преступных группировок, разваливаются, как карточные домики.
В наступившем году, как ожидается, в Киргизии создадут специализированные подразделения, призванные обеспечивать безопасность судей, потерпевших, свидетелей, прокуроров, а также их жилищ и имущества. Будет ли это самостоятельная структура либо исполнение подобных функций возложат на существующие правоохранительные органы, пока не известно.
Кроме того, вводится норма по обеспечению конфиденциальности сведений о защищаемых лицах. Предусматривается определение порядка и условий изменения внешности свидетелям и потерпевшим, их номеров телефонов, электронной почты, государственных регистрационных знаков.
Третья попытка
Сумма, которую налогоплательщики должны будут выложить за реализацию проекта, не разглашается. Однако известно, что "финансирование будет осуществляться за счет средств бюджета в порядке, обеспечивающем конфиденциальность сведений".
Кстати, это не первая попытка создать и реализовать в республике программу защиты участников судебного процесса. Подобные документы разрабатывались и принимались властями в 2004 и 2006 годах. Однако до исполнения дело пока не доходило из-за нехватки средств.
Что же касается нынешнего варианта программы защиты свидетелей, то большинство юристов и экспертов в области правоведения, а также сами судьи считают, что реализация госпрограммы только отвлечет бюджетные средства, но конкретных результатов не даст.
Дастанбай Айжигитов, председатель Совета судей КР:
- Конечно, хотелось бы, чтобы программа заработала. Однако, если реально оценивать ситуацию, это слишком дорогое удовольствие для республики. В других странах на подобные цели выделяются миллионы долларов. Людям, выступившим с показаниями против лидеров мафии, предоставляют новое место жительства, работу, проводят даже пластические операции. В нашей же маленькой стране оградить свидетеля от угроз почти невозможно. Если же, например, для защиты свидетеля понадобится переправить его за рубеж, то для этого нужны международные соглашения, которые мы пока ни с кем не заключали.