28.01.2014 00:00
Экономика

Контракты ЦАР с Россией заморожены из-за ввода иностранных войск

Российские проекты в Центральной Африке заморожены
Текст:  Алексей Балиев
Российская Бизнес-газета - : №3 (932)
Ввод в середине января иностранных войск в Центральноафриканскую Республику (ЦАР) и хаос в этой стране "заморозили" экономические связи и перспективные контракты ЦАР с Россией. Предварительная экспертная оценка ущерба российской стороны с учетом возможных инвестконтрактов в ЦАР - не меньше 100 млн долл.
Читать на сайте RG.RU

По данным Омского госуниверситета и САES (Center for Advanced Energy Studies), импорт России из ЦАР состоял из алмазного сырья, а также хлопка-сырца и текстиля. При этом средняя экспортная цена алмазов ЦАР была ниже, чем других стран Африки (см. диаграмму). Вдобавок ЦАР располагает крупными запасами урана и золота, к которым с 2010-2011 г. стал проявлять интерес российский бизнес.

По оценкам Геологической службы США, среднегодовая добыча алмазов в стране достигала около 370 тыс. карат. Хотя это намного меньше уровня 1970 и 1997 гг. ( 480 тыс. и 540 тыс. соответственно), в 2011-2012 гг. ЦАР давала до 2% общемировой добычи алмазов. И только в недрах только ЦАР (и Бразилии) имеются крупные запасы особо ценных черных алмазов.

Что касается встречных поставок, до нынешних событий в ЦАР проявляли растущий интерес к российской продукции военного и двойного назначения. Она за последние 6 лет по нарастающей ввозились в ЦАР из РФ.

О заинтересованности России и Таможенного союза в связях с ЦАР говорит и тот факт, что эта страна еще с ноября 2009 г. включена в число стран, продукция которых в ТС сбывается без взимания ввозных пошлин.

По оценкам агентства "Эконрус", до нынешних событий в этой стране у России была возможность закрепиться в сфере производственных, консалтинговых, научно-технических услуг в ЦАР. Включая услуги в бизнесе, в области связи, строительства, в инжиниринге, в предоставлении финансовых услуг. Кроме того, ЦАР была "центровой" в проектах трансафриканских железной дороги, нефте-, и газопроводов. На недавнем российско-конголезском бизнес-форуме Бруно Жан-Ришар Итуа министр научных исследований и инновационных технологий Конго, сопредельной с ЦАР, отметил, что многие проекты с возможным российским участием в Конго ускорят развитие экономики всего центральноафриканского региона.

"Ввиду недавних решений ООН и Евросоюза ввоз в ЦАР военно-промышленной продукции, в том числе российской, ныне "закрыт", - пояснил "РГБ" гендиректор агентства "Африкана. Ру" Игорь Сид. - Хотя для нее этот рынок был перспективен. Прерван хотя и не крупный, но выгодный российской стороне импорт из ЦАР алмазного сырья и хлопка. В "подвешенном" состоянии и возможные проекты с участием РФ в добывающей отрасли и транспортной системе ЦАР. В частности, "заморожен" проект трансафриканской железной дороги, а ее центральное звено намечалось в ЦАР".

Крупные компании Центральноафриканская Республика (ЦАР)