Будучи ребенком, могли себе представить, что родной город однажды примет Олимпиаду, да еще и зимнюю?
Оскиан Галустьян: Нет, конечно. Да что там зимняя, даже для моего самбо, по сути, не было достойных условий. Боролись-то мы на песке. О той спортивной инфраструктуре, которая сейчас создана в Сочи, мы и мечтать не могли. Поэтому обращаюсь к сочинской молодежи: используйте свой шанс, развивайтесь физически, духовно.
Не удивились, что Сочи достались именно зимние Олимпийские игры?
Оскиан Галустьян: В детстве мы в горы не ходили, но уже потом я неоднократно ездил в горы и знаю, какой там бывает климат и снег, а это три-четыре метра толщины покрова. Поэтому об удивлении говорить не приходится.
На лыжах ходите?
Оскиан Галустьян: Туда - нет. А вообще, лыжи не мой конек. Впервые на лыжи меня поставил Лигачев Егор Кузьмич, который тогда был первым секретарем томского обкома партии. А спуск у него был коварный, вот я в дерево и врезался. Со мной ничего, а лыжи, элитной марки, поломались. Так Лигачев на них даже внимания не обратил, за меня беспокоился. Но это так, в качестве лирического отступления.
За время подготовки к Олимпиаде в ваших глазах Сочи сильно изменился?
Оскиан Галустьян: Его буквально не узнать. Двадцать лет назад я баллотировался в Госдуму и в ходе предвыборной кампании достаточно глубоко изучил состояние дел в городе. Купаться было небезопасно из-за канализационных стоков в море. Улицы превратились в бесконечный вещевой рынок. В населенных пунктах так называемого Большого Сочи ситуация была еще хуже. Дороги разбиты. Пример из личного опыта. Мой дом находится в 40 километрах от Сочи. Так вот, чтобы успеть на вечерний рейс в аэропорт, выезжать нужно было рано утром. Можете себе такое представить? Сейчас другое дело: многие дороги выпрямили, сделали дублеры, туннели пробили. Тот же аэропорт возьмите: раньше стыдно было, когда прилетал в Сочи с друзьями, деревянные бараки какие-то, конюшни. А теперь он не уступает лучшим европейским аналогам. Город стал светлым, красивым, уютным. Учитывая масштабы и значимость сделанного, я считаю, что эту стройку можно расценивать как крупное вложение всего народа не только в развитие конкретного региона, но и всей страны, в ее будущее.
Одно дело, построить инфраструктуру, другое, изменить умы людей. Сочинцы готовы принять Олимпиаду?
Оскиан Галустьян: Согласен с вами. Местное население несет моральную ответственность за гостей Олимпийских игр. Хороший хозяин всегда заботится о благополучии и безопасности своих гостей. Но, разумеется, в одночасье людей не изменить. Главное, они должны понимать: Олимпиада станет ключевым фактором в формировании Сочи как всемирного курорта. От того, с какими впечатлениями уедут отсюда гости, будут зависеть "курортные" перспективы города.
Жителям Сочи есть с кого брать пример. В 1980 году Москва была исключительно радушна к гостям Олимпиады.
Оскиан Галустьян: Да. И кому как не мне об этом знать. Будучи заместителем начальника Главка МВД СССР я принимал участие в обеспечении безопасности на играх. Под моим руководством находились силы курсантов, которые были стянуты в столицу из 50 учебных заведений МВД. Мы справились, и не без помощи москвичей, которые с пониманием относились к предпринимаемым мерам безопасности. В то же время прекрасно проявили себя сотрудники правоохранительных органов в плане отношения к горожанам, гостям. Мы провели в этом направлении большую работу, выпустили огромное количество учебной литературы, например, специальные разговорники. Ни один проступок не оставался без внимания: докладывалось вплоть до министра внутренних дел. То же касается и положительных моментов. Ехали на места, поощряли грамотами, повышали в звании - все как на передовой фронта.
В Сочи, по сравнению с Москвой, в плане организации порядка наверняка есть своя специфика...
Оскиан Галустьян: Само собой. В Сочи не пришлось сталкиваться с теми трудностями, которые были в столице. Численность населения существенно меньше. Нет сооружений типа метро. Нет такого количества въездов, аэропортов. В этом отношении в Сочи намного проще. Сложность связана с гористым рельефом местности и морем. И потом с тех пор наша страна стала более открытой - это все объективные моменты. Впрочем, общие принципы - они едины для Москвы, Сочи и любого другого города. Думаю, международный опыт используется максимально: у них муха не пролетит.
То есть у вас, как у специалиста, по безопасности в Сочи нет вопросов?
Оскиан Галустьян: В целом да. Хотя, по моему личному мнению, не все резервы задействованы. Я знаю, роль народных дружин в Сочи будут выполнять казаки. Но этого может оказаться недостаточно. В ГУВД Краснодарского края очень много пенсионеров. Однако их никак не задействуют при организации порядка в Сочи на время Олимпиады. А ведь они, с их огромным опытом, могли бы. Желание у них есть. Это я знаю из личных бесед. Мы говорим ветераны, а это "молодые" пенсионеры, сохранившие профессиональные навыки, пользующиеся авторитетом населения. То же относится и к офицерам запаса. В Сочи очень много таких. А вообще, большая ответственность ложится на простых граждан, лучше которых город не знает никто. Надо не ворчать, а помогать служителям правопорядка. Бдительность - это нормально, это патриотично.
Напоследок вернемся к спорту. Лично на Олимпиаде присутствовать не планируете?
Оскиан Галустьян: Я рассматриваю такую возможность. Хотел бы посмотреть хоккей, фигурное катание. Церемонию открытия на новом стадионе. Это же все история, и хочется быть ее свидетелем.