Эти данные приводятся в только что опубликованном исследовании под названием "Подарок или взятка?", которое провела компания интернет-рекрутмента HeadHunter. В опросе участвовали 1935 работников российских компаний, в том числе 194 представителей Краснодарского края.
В ходе соцопроса выяснилось, что около половины предпринимателей Юга страны не считают праздничные подарки от клиентов, заказчиков и подрядчиков замаскированной взяткой. В среднем по стране этот показатель еще больше - 56 процентов. Если в Санкт-Петербурге только четыре процента видят в таких презентах криминал, то в регионах аналогичного мнения придерживаются в два раза больше респондентов. Вместе с тем в двух российских столицах к корпоративным подношениям относятся терпимо около 32 процентов, а в других субъектах - 41 процент.
Каждый третий бизнесмен считает, что многое зависит от стоимости презента. Одно дело, когда дарят китайскую статуэтку, дорогой парфюм и совсем другое, - когда квартиру или даже завод.
По словам менеджера по маркетингу и PR этой компании Натальи Тимохиной, на Юге страны не зафиксированы существенные отклонения от ответов респондентов из других регионов.
- Отметим, что чаще всего праздничные подношения от партнеров ассоциируют с взятками работники в регионах, нежели столичные жители, - пояснила корреспонденту "РГ" Тимохина. - Сотрудники более старшего возраста, в отличие от молодежи, представители госслужбы, а также науки и образования, нежели, например, маркетологи, также склонны видеть в корпоративных презентах элементы подкупа.
Наиболее негативно к подаркам настроены юристы, работники образования и науки, а также госслужащие (12-15 процентов). А вот среди медиков и фармацевтов практически не нашлось таких, кто бы видел в подарках взятку. Только 2-3 процента транспортников, рекламистов, представителей высшего менеджмента и работников по закупкам воспринимают в праздничных презентах что-то недопустимое.
Любопытно, что среди студентов и сотрудников безопасности велика доля (42-44 процента) тех, кто считает, что грань между взяткой и "данью этикету" зависит от цены подарка.
- Не только работники считают некоторые подарки проявлением коррупции, но и сами компании иной раз, придерживаясь аналогичной позиции, запрещают своему персоналу принимать дары от партнеров, какими бы безобидными они ни казались, - комментирует исследование Тимохина. - Так, 6 процентов опрошенных признались, что в их организации есть соответствующее правило, которого они придерживаются. Еще 2 процента, несмотря на табу, все же позволяют себе некоторые вольности.
Итак, насколько дорогим может быть подарок, чтобы при этом он все так же оставался ни к чему не обязывающим, призванным сделать приятное и поздравить с праздником? Большинство респондентов полагают, что его стоимость не должна превышать пяти тысяч рублей (до тысячи - 38 процентов, до пяти тысяч - 40). Однако есть и такие, кто считает приемлемым принять подарок, эквивалентный 100 тысячам рублей (их, правда, всего один процент).
Что же делать, если презент от клиента вызывающе дорог? Большинство работников предпочли бы отказаться от подобных сувениров (64 процента). Каждый четвертый приняли бы этот знак внимания, однако от каких-либо преференций в работе по отношению к партнеру отказались бы. А пять процентов не только приняли бы подарок, но и удовлетворили последующие просьбы, даже если бы они потребовали отойти от установленных правил.