30.01.2014 00:10
Общество

В Москве закончились Рождественские чтения

В Москве закончились Рождественские чтения
Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №19 (6291)
"Мы не в изгнании, мы в послании" - эти слова Ивана Бунина, прозвучавшие в далеком 1924 году, стали лейтмотивом встречи "Соотечественники за рубежом", проходившей вчера на площадке Государственной Думы в рамках последнего дня Рождественских чтений.
Читать на сайте RG.RU

- И как когда-то в 20-х годах XX века "русское рассеяние" - наши соотечественники волею истории оказавшиеся за рубежом - не хотело говорить об изгнании, а видело в таком повороте судьбы определенную миссию по сохранению русской культуры там, в зарубежье, так и сегодня современные соотечественники, уезжающие за рубеж добровольно и , как правило, в поисках "лучшей доли", вслед за Буниным должны помнить, что они "люди послания", - сказал "РГ" протоиерей Сергий Звонарев, секретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.

Архиепископ Женевский Михаил, живой представитель классической русской эмигрантской среды, рассказал на встрече о личном опыте жизни в "русском рассеянии" и стремлении "старой эмиграции" хранить веру, культуру и традиции прошлого. Примеров такого отношения к вере и культуре в новых современных русских эмигрантах не так много, они, по его наблюдениям, не стремятся сохранить связь с Отечеством, а 20-30-летние вчерашние россияне в Женеве не спешат в русский храм.

В Москве открываются 22-е Рождественские образовательные чтения

Но это не общее явление, а швейцарский пример. Храм Русской православной церкви в Лондоне, наоборот, притягателен для новой эмиграции. И другие приходы за рубежом часто наполняет паства из последних волн русской эмиграции.

- Для соотечественников, оказавшихся за границей, как правило, в положении "чужих", в ситуации большой уязвимости - экономической, правовой, социальной, да даже и бытовой, соседской, - рассказывает протоиерей Сергий Звонарев, - русский православный храм становится местом защиты, местом, где они точно не "чужие".

Глава ОВЦС РПЦ митрополит Волоколамский Иларион, выступая на "круглом столе", обратил внимание на то, что молодые люди, в России далекие от веры , оказавшись за рубежом, часто чувствуют, как она в них "просыпается", и идут в храм.

А поскольку традиция русского православия такова, что она в значительной мере сохраняет национальные черты, то церковные приходы часто становятся "островками" притяжения самых разных соотечественников. Интересно, что в русские храмы за рубежом приходят и атеисты, и представители мусульманских общин, чтобы вспомнить Россию и пообщаться со "своими".

Но главной темой встречи стала обеспокоенность тем, что современное "русское рассеяние" подвержено различным угрозам, в том числе и угрозе ассимиляции и окончательной потери связи с Отечеством.

При этом участники обсуждения подчеркивали, что связь с Родиной не должна быть односторонней, а соотечественники не должны стремиться к роли реципиентов, принимающих от Родины помощь, но быть активными участниками духовных процессов и глашатаями русской культуры.

Религия