Переход системы здравоохранения на страховые принципы чреват побочными эффектами. В своем Послании Федеральному Собранию Владимир Путин называл одну из проблем - функция ОМС, по сути, сводится к "прокачке денег", и она не сопровождается ростом качества услуг. В перспективе, когда практически вся медпомощь окажется в системе ОМС, речь пойдет уже не о росте качества услуг, а о выживании клиник и сохранений гарантий бесплатной помощи. Об этом и говорили участники заседания.
Федеральные медучреждения оказались главной жертвой "бюджетного маневра" 2014-2016 годов. В этом году расходы госбюджета на них сократились на 35%, в последующие два года - еще на 50% в год. Недостающие средства должны быть замещены регионами и Федеральным фондом ОМС. Повышение ставки сборов на медстрахование панацеей не стало. Еще больше нагружать работодателей - значит, загонять их в тень.
Главный врач петербургской клинической больницы № 122 имени Соколова Яков Накатис поведал о том, что реформа уже сейчас сделала с медучреждением. Клиника подведомственна Федеральному медико-биологическому агентству и лишилась немалой доли финансирования. При помощи системы ОМС особо не продержишься, ведь ее доля всего 10% в бюджете клиники. Выход - коммерция. "На высокотехнологичную помощь сняли финансирование на 240 млн рублей, - рассказывает медик. - Теперь 6 тысяч человек ее не получат - им придется ее купить".
Главврач особенно беспокоится за лечение рака на ранних стадиях. Теперь денег, чтобы лечить, может не быть - придется резать. Стационарное отделение клиники тоже теряет доступность - 400 коек из 650 переведены на коммерческую основу. Или еще пример: 700 глухих детей теперь не получат слуховые аппараты.
В Счетной палате подтвердили, с такими проблемами сталкиваются все федеральные медучреждения. Ведомство Татьяны Голиковой уже зафиксировало "массовое бегство" врачей из этих клиник и центров, куда за редкими видами помощи съезжается вся страна. Представители палаты на заседании говорили, что это еще "ягодки".
Регионы, конечно, получают на здравоохранение субвенции. Но им свои медучреждения кормить надо. Так что федеральным клиникам средства перепадают по остаточному принципу. А после 2015 года, когда высокотехнологичная медицина тоже перейдет в систему ОМС, у федералов, предсказывают в ведомстве Татьяны Голиковой, возникнет еще больший дефицит.
В первую "категорию риска" попадают такие виды ВМП, как стентирование, эндопротезирование суставов, лечение бесплодия (ЭКО) и т.д.
Интересно, что в минфине не стали отрицать наличие проблем. Директор департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Владимир Зеленский объяснил нехватку средств огромным наплывом клиник, желающих работать в системе ОМС. "Больше учреждений - меньше средств каждому", - рассуждал чиновник. Он призвал подумать над механизмом исключения клиник из данной системы, иначе средства, выделяемые по ОМС, "размажутся" по множеству организаций.
В минздраве к предложению отнеслись скептически. "Давайте отдадим все деньги, скажем, трем федеральным учреждениям - и что тогда будет? - заметил замминистра Айрат Фаррахов. - А будет снижение доступности".
Сенаторам оставалось разве что удивляться. "Почему нельзя было подумать раньше о том, как вписать в реформу федеральные клиники?" - недоумевал глава Комитета по социальной политике Валерий Рязанский.
Как о выходе участники заседания говорили о механизме государственно-частного партнерства - его же, кстати, требует "запустить" и Владимир Путин.
Зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Руслан Гаттаров намерен сложить полномочия сенатора в связи с предложением занять пост вице-губернатора Челябинской области.