Это, по мнению председателя совета директоров "Российской венчурной компании" (РВК) Анны Беловой, - результат предпринимаемых с 2007-го усилий по системному формированию рынка. За прошедшее время появились фонды для финансирования проектов на ранних стадиях, был запущен ряд целевых программ. Можно сказать, что уже заработал самоподдерживающийся процесс. О том, как вписывается Приморский край в обнадеживающую "среднероссийскую температуру по инноватике", корреспондент "РГ" побеседовал с исполнительным директором некоммерческого партнерства "Дальневосточная сеть бизнес-ангелов "Лаборатория инвестиций" Андреем Косолаповым.
Андрей Георгиевич, по данным РВК, более 80 процентов венчурного рынка в стране составляют IT-технологии. Приморье - в русле общероссийских тенденций?
Андрей Косолапов: Да. Осенью прошлого года во Владивостоке прошел конкурс проектов. Победил предприниматель, представивший специальный программный продукт, который позволяет дистанционно проводить интервью с кандидатами на трудоустройство.
Пока он развивает проект на свои средства. Мы договорились после некоторой доработки продукта вернуться к переговорам об инвестировании.
В 2012 году в структуре ДВО РАН числились 12 малых инновационных предприятий, в ДВФУ - 19, еще по нескольку при других вузах. А про объемы выпускаемой продукции информацию найти сложно. Видимо, гордиться пока нечем?
Андрей Косолапов: Предприятия созданы, в основном, на бумаге, а искать надо там, где есть деньги. Как только, хотя бы на горизонте, появляются финансы, все оживает на глазах и начинается движение к реальному бизнес-плану. Никакими конференциями, презентациями, конкурсами, ничем подобным инвестиции в венчурной индустрии получить нельзя. Только кропотливым трудом по разработке бизнес-плана совместно с инвестором.
Вы уже несколько лет представляете РВК в Приморье. Удалось ли подвести какие-то проекты к стадии финансирования?
Андрей Косолапов: Пока только один - по производству сорбента для детоксикации организма. На рынке много подобных препаратов, но этот по ряду параметров значительно эффективнее. Получено предварительное подтверждение на его финансирование РВК. Но потом я "нажал на тормоз": в этом проекте нет третьей стороны - предпринимателя.
За годы участия в развитии инновационного движения в Приморье я понял, что по одному "тащить за уши" к инвестициям проекты нельзя. Пока мы не поставим на стабильные рельсы их отбор, собирание и обучение команд, постепенное движение к финансированию, не получится системного эффекта. Ключевой дефицит нашего рынка - предприниматель, который "вытягивает" стартап. Это руководитель проекта, способный вывести его на рынок и там добиться победы. Разработчиков много, потенциальных членов команд тоже, а вот таких предпринимателей нужно днем с огнем искать.
И каким будет следующий шаг?
Андрей Косолапов: Мы договорились с партнерами по "Лаборатории инвестиций", что будем создавать в крае "бизнес-акселератор". Это, по сути, - машина для выстраивания всей цепочки, необходимой для доведения инновационных проектов до финансирования.
Помощь в этом нам окажет Инфрафонд РВК, задача которого - помогать генерировать высокотехнологичные компании. Мы уже представили там нашу идею, и ее одобрили, готовимся к защите проекта. Работа кропотливая: я знаю, что за несколько лет в фонде просмотрели множество проектов, а проинвестировали меньше десяти.
Финансирование идет в соотношении 65 к 35 процентам: наши бизнес-ангелы вложат в проект 1,8 миллиона рублей и 3,5 добавит Инфрафонд. Рассчитываем в течение трех-пяти лет наладить стабильную работу и настроить "бизнес-акселератор".
Конечно, для популяризации венчурного бизнеса нужно продолжать проводить и конкурсы, но это только дополнение к системной работе с проектами.
Кстати, членами нашей "Лаборатории инвестиций", созданной около пяти лет назад, являются уже около 20 бизнес-ангелов, а когда-то нас было всего четыре человека.
Что станет базовым источником инновационных разработок?
Андрей Косолапов: Планируем договориться с ДВО РАН, будем сводить ученых с предпринимателями. Конечно, в каждой разработке есть своя, порой очень сильная научная составляющая, но для вывода продукта на рынок коммерческая может оказаться не проще. При этом некоторые ученые считают, что коммерция - дело нехитрое.
Как только наступит понимание, подкрепленное успешной практикой, что ученый и коммерсант в проекте равнозначны и им вдвоем предстоит долго идти вперед, чтобы адаптировать разработку под конкретный продукт, вот тогда и произойдет так ожидаемый всеми инновационный прорыв.
Кроме того, мы вошли в контакт с IT-сообществом Владивостока, и оказалось, что у ребят много идей. Учитывая относительную легкость коммерциализации проектов такого типа, мы рассчитываем на "богатый урожай".
В прошлом году в Приморье планировали провести Тихоокеанскую венчурную ярмарку, но она не состоялась. В чем причина?
Андрей Косолапов: Причины, как всегда, организационно-финансовые. Надеюсь, в этом году ярмарка состоится. Для популяризации инноватики и венчурной индустрии это один из самых эффективных и, что не менее важно, испытанный временем формат.
Вы уже много лет выступаете спонсором конкурсов инновационных проектов, входите в состав жюри. Есть ли среди участников те, кто способен на прорыв?
Андрей Косолапов: Конечно, иначе надеяться было бы не на что. Вот только венчурная индустрия пока не работает: продать стартап (стратегическому инвестору или на фондовом рынке) крайне сложно, а покупатель в данном случае - это инвестор. Вот и получается, что стартапы не могут найти инвесторов, потому что те не знают, что потом с ними делать.Этот замкнутый круг сразу не разорвать. Нужны примеры успеха.
Но меня радует, что в нашу сферу идут все новые и новые молодые люди. Прошлой осенью в городском конкурсе молодежных проектов на сцену вышла совершенно юная особа и начала презентовать проект… монорельсовой дороги во Владивостоке, на который нужны миллиарды. Позже выяснилось, что она учится в восьмом классе, а с нею в команде еще два юноши из одиннадцатого.
Мы сначала недоумевали, как эти ребята вообще попали в число участников конкурса, но позже поощрили их призом симпатий жюри. Если они так начинают, есть шанс на успех в будущем, ведь главный принцип предпринимателя - не бояться. И кто знает, может, они будут настойчивы, придумают что-нибудь соразмерное своим силам и не побоятся сделать стартап, который станет известным на весь мир.