Ответы на эти и многие другие вопросы корреспондент "РГ" отправилась искать в Верховный суд Татарстана.
Естественный отбор
- Бытует мнение, что кандидатов в присяжные кто-то подбирает специально, - говорит судья Верховного суда РТ Ильфир Салихов. - Поверьте, это просто физически невозможно. Списки формируются автоматически, с помощью системы "Выбор", куда включены все жители Татарстана старше 18 лет. Методом случайных чисел компьютер выдает несколько тысяч фамилий, после чего органы местного самоуправления начинают отсев тех кандидатов, которые не могут быть присяжными заседателями в силу закона.
В первую очередь это лица, не достигшие 25 лет. Верхняя возрастная планка размыта: в законе сказано, если человеку исполнилось 65 лет, он может отказаться от предложения стать присяжным. Но в моей практике были случаи, когда граждане в преклонном возрасте с удовольствием принимали участие в процессе.
Из первоначального списка вычеркивают и тех, кто признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным. Не могут выносить вердикт лица, которые имеют непогашенную судимость. А также стоящие на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансерах, не владеющие языком судопроизводства (русским) и инвалиды I группы (лежачие, незрячие или имеющие проблемы со слухом), подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений.
Пройдя фильтр, списки поступают на подпись к президенту Татарстана, а после утверждения - в канцелярию Верховного суда РТ.
Выйти из тени
Списки кандидатов могут пролежать довольно долго, пока кто-нибудь из обвиняемых не выразит желания, чтобы его судили присяжные.
- В этом случае председательствующий судья во время предварительного слушания должен определиться с числом кандидатов, - поясняет Ильфир Салихов. - Если процесс сложный и может затянуться надолго, необходимо собрать коллегию как минимум из 20 присяжных. Из них 12 будут принимать решение, остальные войдут в число запасных. Чтобы сформировать коллегию, сотрудники канцелярии рассылают 600-700 повесток.
Откликаются, как правило, лишь десять процентов потенциальных кандидатов, остальные попросту игнорируют. И зря, ведь осуществление правосудия - это не только гарантированное Конституцией право, но и долг каждого. Поэтому, если вы получили повестку и не можете принять участия в процессе, обязательно придите и объясните причину. Производственная необходимость, например, является одной из уважительных.
Никто не будет принуждать войти в коллегию присяжных женщину, которая находится в декретном отпуске или одна воспитывает ребенка. Мы не будем заставлять хирурга, у которого операции расписаны на год вперед, бросить все ради суда. У многих кандидатов объективные причины не участвовать в процессе, но мы должны о них знать.
Судьи факта
Мне как журналисту очень хотелось бы принять участие в процессе, но пока такого шанса не представилось. Вопреки расхожему мнению, что представители СМИ не могут быть присяжными, выяснилось, что таких ограничений нет.
Вот если бы я была нотариусом или адвокатом, тогда вход на трибуну присяжных мне был бы заказан. Как, впрочем, и военнослужащим, судьям, прокурорам, священнослужителям, частным детективам и оперативному составу правоохранительных органов. Больше никаких профессиональных ограничений нет.
Уголовно-процессуальный кодекс запрещает участвовать в рассмотрении дела судьям (присяжные заседатели являются судьями факта), которые находятся в родственных или дружеских связях с председательствующим, адвокатом, обвинителем, подсудимым или свидетелями либо имеют заинтересованность в данном деле.
Не исключено, что кто-то из кандидатов может просто не понравиться прокурору и адвокату. И тогда стороны процесса вправе воспользоваться немотивированным отводом и без объяснения причин вычеркнуть из списка кандидатов по две фамилии.
Компромат как повод для отвода
За каждый день работы в суде присяжным заседателям платят зарплату - в размере половины оклада председательствующего судьи (около 500 рублей). Но если гражданин при помощи справок подтвердит, что по основному месту работы он зарабатывает гораздо больше, ему будут доплачивать.
По закону председательствующий судья обязан указывать ориентировочный срок рассмотрения дела, чтобы присяжный мог уведомить об этом работодателя. Многие кандидаты готовы оставить основную работу на две-три недели, говорит Ильфир Салихов, но, когда узнают, что процесс может затянуться на долгие месяцы, отказываются от участия.
Впрочем, даже если судебное разбирательство будет идти полгода и больше, это вовсе не означает, что присяжный будет находиться в суде безвылазно. Во время перерыва между заседаниями он может вернуться к своей основной работе. В суде оплатят только те дни, в которые шел процесс.
В дореволюционные годы в здании Казанского окружного суда и судебной палаты (позже здесь долгие годы располагался Верховный суд Татарстана) даже была предусмотрена спальня для присяжных заседателей. Сохранились документальные свидетельства, что зачастую вердикты выносились поздно ночью или под утро, поэтому комната пустовала редко...
Сейчас свободу перемещения присяжных никто не ограничивает, однако современные судьи факта связаны словом.
- Присяжным запрещено общаться со сторонами, обсуждать дело или высказывать свое мнение, - говорит Ильфир Салихов. - Но мы не можем запретить присяжному смотреть телевизор или читать газеты, где освещается процесс. И этим пользуются стороны, когда пытаются повлиять на мнение присяжных с помощью СМИ. Сами судьи факта не имеют права общаться с журналистами и говорить о том, что происходило в совещательной комнате.
Если одна из сторон процесса или журналисты соберут на присяжных компромат и выяснится, что во время отбора кандидат не был откровенен в ответах, касающихся сведений о нем, это может стать поводом для нового рассмотрения дела. Участники процесса могут смело заявить: если бы они знали заранее, что кандидат что-то скрывает, то воспользовались бы немотивированным отводом и вычеркнули бы его из списка. Такому народному судье доверять нельзя.
Кстати, покинуть процесс присяжный может досрочно. В случае болезни или жизненных обстоятельств судью факта могут вывести из состава коллегии, и его место займет присяжный из числа запасных. А если запас исчерпан, председательствующий судья будет вынужден начать процесс заново - разослать повестки кандидатам и сформировать коллегию присяжных.
Вердикт "невиновен"
Первый суд с участием присяжных в Татарстане состоялся ровно десять лет назад. За это время было рассмотрено более 70 дел, каждый десятый обвиняемый был оправдан. В 2013 году суд присяжных оправдал 12 человек, в том числе по двум резонансным делам. В первом случае присяжные посчитали недоказанной вину 24-летнего Рафиса Рахматуллина, который обвинялся в убийстве администратора и охранника подпольного игрового салона в Набережных Челнах. Во втором на свободу вышли обвиняемые по делу организованной преступной группировки "Перваки" Фирдинант Юсупов, Валентин Лукоянов и Сергей Сардаев.