Владимир Губарев, драматург, журналист, писатель-фантаст:
Очень плохо, что мигранты теперь будут еще и журналистами, если верить 1-й и 3-й полосам "Российской газеты". Здесь все элементарно. Как показал опыт не одного поколения, люди всегда судят о чужой стране поверхностно. Сколько бы наши русские граждане ни жили в Америке, все равно им не дано понять эту страну до конца. Они никогда не смогут воспринимать ее объективно.
Миграция пусть даже квалифицированных иностранных журналистов - порочный круг. Только мы сами можем рассказывать о России, ее аспектах в совершенно разных областях. Носители другой, отличной от нашей, культуры по-другому воспринимают искусство, которым в определенной степени является журналистика. Мир благодаря журналисту познает себя заново, рассматривая старое сквозь призму очередного таланта или бездаря. Я много раз сталкивался с журналистами, работающими в неродных просторах, и понял, что для журналиста особенно важно родиться или сформироваться как личность именно в будущем месте работы.
Резонно предположить, что к нам вряд ли поедут работать европейцы. Скорее всего журналистами будут выходцы СНГ. И здесь есть одна тонкость. Если квоты будут давать украинцам или белорусам, которые от нас практически не отличаются, то отечественная журналистика не пострадает. Потому что славянские республики я лично не считаю иностранными государствами. У нас с украинцами и белорусами одни культурные коды, единое культурное пространство и вектор развития. Нам легче друг друга понять и проще ассимилироваться. Поэтому если в едином профессиональном аккорде сольются три славянских этноса - это нормально.
А вот Восток, как обычно, дело тонкое. Раньше у нас было единое культурное пространство со Средней Азией и мы были одной большой советской семьей. Не случайно же, и таджиков и узбеков за границей называли русскими. Потому что мы воспитывались на одной культуре. На всем советском пространстве пионеры читали Пушкина, Гоголя, Достоевского. Сейчас все по-другому. В странах Средней Азии все меньше и меньше уделяют внимание изучению русского языка (в некоторых его практически упразднили). Пропасть между нами растет, а следовательно исчезает адекватное восприятие российской действительности, которую, как вы знаете, умом не понять. Произошло разделение по иностранному принципу. СНГ, все-таки, не СССР. Да, намечается и где-то уже создано единое экономическое пространство, но не надо путать его с профессиональным и уж тем более с культурным.
На итог я скажу, что медиакатастрофы не будет, но качество нашей журналистики понизится. Потому что люди будут приезжать сюда именно работать, рассматривая журналистику в лучшем случае как ремесло.