Показ фильма, работа над которым велась почти 15 лет, состоялся в кинотеатре гостиницы "Англетер". Напомним, сам Герман закончить "Трудно быть Богом" не успел, и на финальном этапе кинокартину "собирали" автор сценария и вдова режиссера Светлана Кармалита и прежняя съемочная группа. Создатели фильма отметили, что в работе над лентой главным считался принцип "не навредить".
- Важно было ничего не добавить от себя, ни одного кадра. Если определенная реплика была поставлена Лешей, то там она и должна быть. Ведь им было прописано все до малейшего звука, - отметила Кармалита.
- Не навредить - это значит не пытаться подправить мазок кисти Босха или Брейгеля, условно. В этом есть момент реставрации - не изменить и не улучшить, - подчеркнул сын режиссера Алексей Герман.
Несмотря на то, что фильм "говорит" со зрителем на мрачном и не всегда приятном языке, автор сценария подчеркивает - "Трудно быть Богом", в первую очередь, фильм о любви.
- Я вижу на экране проявление любви. Она во всем. Ведь как главный герой разговаривает с рабами? Не скажу, что нежно, это будет слишком, но все же. В финале дон Румата не возвращается на землю, он не бросает жителей Арканара, они стали его семьей, и это выбор порядочного человека. Там очень много признаков любви, я могу долго об этом рассказывать.
По словам создателей фильма, "Трудно быть Богом" - своеобразный вызов "унылому индустриальному кинематографу, что у нас есть". И это проявляется во всем - от фактуры звука до проработки каждого кадра.
- Это фильм, в который надо всматриваться, въезжать, проникать. Важно, чтобы человек погружался. Сложная картина, сложный звук, сложная мизансцена. Другой вопрос, сколько у нас осталось зрителей, готовых принять это сложное и тяжелое, пропустить через себя. Такого зрителя, конечно, стало меньше, но он есть, - считает Алексей Герман-младший.
Продюсеры картины отмечают, что помимо российского проката, "Трудно быть Богом" будут показывать и по всему миру - уже сейчас есть предложения на участие фильма в различных кинофестивалях. Однако, Кармалита заверила, что главная премьера фильма все-таки петербургская.
- Понимание и осознание этого пришло довольно давно: главная премьера фильма - премьера в Санкт-Петербурге, - считает автор сценария.