- Каков в России спрос на страхование от внешнеторговых рисков, и с чем вы связываете инициативу минэкономразвития повысить статус ЭКСАР?
Петр Фрадков, генеральный директор Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций: В 2013 году объем застрахованного российского экспорта превысил 70 млрд рублей. Причем нами уже создана специальная продуктовая "линейка" с целью поддержки экспорта. Она включает продукцию и услуги не только крупных корпораций, но также предприятий малого и среднего бизнеса. А для малых и средних предприятий на внешних рынках особенно важна поддержка государства. ЭКСАР, будучи стопроцентной "дочкой" Внешэкономбанка, как раз и является этим "плечом".
Агентство начало работать с бизнесом с декабря 2012 года. А сегодня количество заявок на помощь и услуги со стороны ЭКСАР растет, могу сказать, сверхбыстрыми темпами: у нас на рассмотрении сегодня находятся экспортные проекты на сумму более 200 млрд рублей. В целом это до 300 заявок от предприятий-экспортеров и банков. С этими тенденциями, полагаю, впрямую связано недавнее предложение Минэкономразвития России присвоить ЭКСАР статус кредитного агентства.
Хочу отметить, что государство проводит последовательную линию в вопросах поддержки российских экспортеров. Между тем рыночные экономики с помощью государства прямо или косвенно всегда поддерживали и поддерживают своих производителей, в том числе на внешних рынках. Этот опыт требуется изучать и в определенной мере перенимать.
- Насколько, по вашему мнению, оправданна ставка на экспорт готовой продукции, производимой в Дальневосточном регионе РФ, в соседние страны?
Фрадков: Весьма широкий спектр российской продукции, в том числе произведенной на Дальнем Востоке, причем с высокой добавленной стоимостью, может быть вполне конкурентоспособен и в дальневосточном зарубежье. Например, это продукция аэрокосмической отрасли, энергетическое, транспортное оборудование, нефтепродукты, сжиженнный газ. А также зерно и продукты его переработки.
Но эти и другие товары нужно уметь "выводить" на зарубежные рынки. Задача нашего агентства как раз в том, чтобы способствовать долгосрочному развитию экспорта, обеспечивая страхование банковских и предпринимательских рисков во внешнеэкономической деятельности.
С одной стороны, это юридическая защита товаропроизводителей. А с другой - участие ЭКСАР во внешнеторговых контрактах и проектах позволяет банкам понизить стоимость финансирования для внешнеэкономических контрактов. И, соответственно, не закладывать риски во внешнеторговые кредиты, так как эти риски, мы, можно сказать, берем на себя. А в этой ситуации кредитование внешнеэкономической деятельности для предприятий более выгодно и в буквальном смысле продуктивно.
Хочу подчеркнуть, что мы не можем страховать только сырьевой экспорт: это неукоснительное условие для предприятий в соответствии с государственной внешнеторговой политикой. Главным условием нашего участия во внешнеэкономических операциях является добавленная стоимость продукции. И чем она выше, тем перспективнее конкретный продукт с точки зрения нашего участия в его экспортном продвижении.
Что вы можете сказать о работе ЭКСАР по поддержке экспорта в зарубежную Азию?
Фрадков: Не меньше трети нашего портфеля составляют сделки именно в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, где находятся потенциальные рынки сбыта дальневосточной продукции. У нас уже есть целый ряд проектов на Дальнем Востоке РФ - к примеру, от страховой поддержки сделок Магаданского механического завода по поставке в Среднюю Азию оборудования для золотодобычи до покрытия страховых рисков экспорта самолетов "Суперджет". Есть аналогичные сделки в агропромышленном комплексе, лесопереработке, энергомашиностроении российского Дальнего Востока. Словом, экспортный спектр региона и, соответственно, нашего участия в поддержке дальневосточных экспортных проектов весьма широкий. Потому считаю принципиально неправильным расхожее клише, что нашему Дальнему Востоку якобы нечего экспортировать, кроме сырья.
Правда, многие предприятия-экспортеры, в том числе дальневосточные, пока не обладают полной информацией о возможностях ЭКСАР, что затрудняет их выход на внешние рынки. Этот пробел постепенно устраняется за счет более "плотной" информационной работы с предприятиями.
Вся эта работа, на мой взгляд, актуальна еще и потому, что готовятся соглашения о зоне свободной торговли Таможенного союза с Новой Зеландией, Вьетнамом; возможны они и с Индией, Израилем, некоторыми другими странами. Очевидно, что в этих условиях тем более требуется надлежащий уровень прямой и косвенной поддержки российских товаропроизводителей на рынках этих стран.
Мы проводим анализ динамики экспортных сделок и контрактов на Дальнем Востоке, требующих нашего участия. После чего будет принято решение о местопребывании нашего регионального офиса - во Владивостоке или Хабаровске.