05.02.2014 12:36
Культура

Пять самых странных творений дадаистов

Текст:  Кристина Минязева
5 февраля 1916 года в Цюрихе открылось "Кабаре Вольтер", которое стало местом рождения дадаизма. Несмотря на то, что это художественное движение просуществовало всего шесть лет, именно дадаисты стали прародителями самых скандальных течений прошлого и нынешнего века. 
Читать на сайте RG.RU

Если открыть Литературную энциклопедию, то в качестве определения дадаизма мы найдем следующее: "сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов". Другими словами, художники, писатели и поэты того времени поставили себе целью избавиться от устоявшихся общественных принципов, от старых культурных норм, от всего того, что было придумано и создано до Первой мировой войны, которая оказалась неожиданно тяжелым испытанием для Европы.

Водворение на пьедестал идеи абсолютной свободы навсегда изменили лицо мирового искусства. Плохо это или хорошо, сейчас уже сказать сложно. С одной стороны, "дада" выдвинула один из самых сильных лозунгов того времени, ответив на жестокость и бессмысленное кровопролитие на фронте, с другой - революционная борьба с  принципами прошлого оставила нас с вами без четкого понимания тех границ, которые раньше определяли, что считать, а что не считать искусством. Можно сказать, что вся путаница, связанная сегодня с отношением обывателей к современному искусству, пошла именно отсюда. Из нейтральной и тихой Швейцарии, из 1916 года. 

По сути, слово "дада" обозначает все и, одновременно с этим, ничто. Основатель течения поэт Тристан Тцара определял этот термин как "нечто совершенно бессмысленное". С самого начала в дадаизме стали сочетаться три неизменных его составляющих: протест, абсурд и гротескная ирония. Благодаря этим принципам родилось немало странных творений, смысл которых тогда, а впрочем, и сейчас разгадать сложно.

"РГ" выбрала самые неожиданные из них.

"Фонтан"

Французский и американский художник Марсель Дюшан оставил после себя относительно небольшое творческое наследие. Однако, благодаря рискованности и оригинальности его  идей, Дюшан считается одной из самых знаковых фигур в искусстве ХХ века. О течении дадаистов Дюшан узнал уже после того, как успел достаточно прославиться в художественных кругах довоенной Франции. В 1915 году он переезжает в Нью-Йорк. А уже в апреле 1917 года шокирует Америку своим "Фонтаном", представленным на выставке Общества независимых художников. Несмотря на правило, по которому у художников, входивших в "общество" и заплативших взнос, все работы должны были быть приняты, "фонтан" вызвал споры и, в итоге, был отклонен комитетом. Дюшан в знак протеста выходит из "общества", а через месяц в журнале The Blind Man ("Слепец") появляется фото злополучного экспоната с короткой анонимной статьей, в которой автор защищает отклоненную работу. Предположительно, текст был написан по заказу художника его подругой Беатрис Вуд (с ее помощью он не раз подогревал интерес публики). Благодаря статье, в нью-йоркском обществе разгорается нешуточная дискуссия и "фонтан" решают допустить к выставке. Работа Дюшана явно выбивалась из общей картины и не могла не вызвать интерес: на небольшом пьедестале красовался обыкновенный писсуар с подписью "R.Mutt" (Р.Дурак). Использование готовых вещей в качестве арт-объекта - одно из главных достижений художника. Эту "художественную" технику Дюшан обозвал "реди-мэйдом". Ее идея заключается в том, что при переносе готовой вещи из нехудожественного пространства в художественное, объект должен открыться для зрителя с новой стороны. 


Фото:Toby Melville/ Reuters
"L.H.O.O.Q."

Еще одна скандально известная работа Марселя Дюшана была создана им в 1919 году. Репродукцию "Моны Лизы" Леонардо да Винчи, которая была просто напечатана на обычной типографской бумаге, художник превратил в одно из самых известных полотен искусства ХХ века. Дюшан просто пририсовал знаменитой Джоконде усы и козлиную бородку, а внизу картины добавил аббревиатуру "L.H.O.O.Q.", расшифровка и смысл которых до сих пор неизвестны. Несмотря на то, что подобный жест выглядит, как неудачная шутка над шедевром, именно это "полотно" точнее других отразило основную идею дадаистов (отрицание всего предшествующего) и положило начало новому течению в искусстве - поп-арту. В 1964 году Дюшан изготовил 38 таких "усатых Джоконд", абсолютно неотличимых друг от друга. В 2010 году 21-ый экземпляр был продан на аукционе "Кристис" в Нью-Йорке почти за полмиллиона долларов, что в пять раз превысило ожидания организаторов. Сегодня "вандализм" Дюшана признан иконой поп-арта и произведением, давшим направление концептуализму.


Фото:DAMIEN MEYER/ AFP
"Пастух облаков"

Фото:wikipedia.org

Поиски новых форм в художественном мире начала ХХ века предполагали изменения не только в идее искусства, но и в работе с материалом. Если художники отрицали старую школу, то и краски, полотна, гипсовые скульптуры также оказывались под запретом. Конечно, это не говорило о тотальном отказе от привычных материалов, но большинство авторов стремилось внести свою лепту в радикальные изменения ремесленной работы. Так, на замену привычным картинам, написанным масляными красками, пришел коллаж из фотографий, газетных вырезок, плакатов и т. д., а вместо скульптуры в качестве трехмерного объекта стали выставляться "реди-мэйды". Однако не все художники спешили отказаться от бронзы или глины. Ханс Арп, немецкий художник, скульптор и поэт, решил вопрос новаторства в дадаизме по-своему. Несмотря на то, что он использовал привычные материалы, его скульптуры и картины представляют из себя странную абстракцию, которая считывается зрителем только благодаря названию. Созданные им скульптурные объекты - это замысловатые геометрические конструкции, с помощью которых, по мнению искусствоведов, художник пытался передать изменчивость и гармонию природы. Арп зачастую работал бессознательно, полагаясь на случайные образы, возникавшие в голове. Известно, что некоторые произведения были созданы в процессе художественной игры с коллегами. Независимо друг от друга художники создавали фрагменты на заданную тему, а при встрече соединяли их в абстрактные картины. Арп настолько легко относился к работе, что даже позволял своим ученикам менять или дополнять уже созданные им объекты. Так, одна из самых известных скульптур художника, "Пастух облаков", изначально была 39-сантиметровой фигуркой, носившей название "Форма гнома". В 1953 году его ученик Антуан Понсе увеличил ее до гипсового монумента высотой более трех метров. Сегодня эта странная "обтекаемая" конструкция стоит на территории Венесуэльского университета в городе Каракас.

"Парад любви"

Французский художник и писатель Франсис Пикабиа получил известность с помощью своих эксцентричных работ, которые зачастую выполнены в абсолютно разных стилях. Пикабиа был одним из немногих участников художественной жизни начала ХХ века, который несколько раз кардинально менял свою технику и взгляды на искусство, его "кидало" из одного течения в другое. И одной из крайностей стал дадаизм. В 1910 году Франсис знакомится с Марселем Дюшаном, оказавшим на его творчество серьезное влияние. Уже в 1915 году он частично отказывается от кубизма и вместе с Дюшаном возглавляет нью-йоркскую секцию движения дадаистов. В это время он создает цикл художественных композиций, которые, в отличие от его предыдущих работ, не повторяли какой-либо из существующих стиль, а стали оригинальным и самобытным изобретением Пикабиа. Картины, ставшие визитной карточкой художника, условно можно назвать "механическими" или "антропоморфными" чертежами. Пикабиа брал за основу копии существующих технических схем или чертежей и добавлял в них "одушевленные" детали. Зачастую это были яркие, но абсолютно бессмысленные штрихи, которые, однако, придавали схематичному и математически выверенному рисунку парадоксальные черты человеческих форм. Например, его картина "Парад любви", созданная в 1917 году, больше похожа на разукрашенный чертеж какого-то двигателя или машины, работа которого символизирует страсть, "механическое" чувство любви. Удивительно, но подобные работы Пикабиа ярче других отразили сближение машины и человека - процесс начала ХХ века, который пугал и одновременно восхищал современников.

"Подарок"

Настоящей квинтэссенцией дадаистской "бессмыслицы" можно считать работу французского художника, фотографа и кинорежиссера Мана Рэйя "Подарок". Рэй никогда не претендовал на звание великого художника, однако, отличался пристрастием к экспериментированию. Его увлечение фотографией началось еще в студенческие годы, а  благодаря знакомству с работами Альфреда Стиглица, он открывает для себя новое течение европейского авангардизма. Жизнь в Нью-Йорке и участие в художественной жизни города не могли не привести молодого фотографа в движение дадаистов. А после переезда в Париж, попав под влиянием известных европейских художников, Ман Рэй создает несколько "дада-объектов". В 1921 году на одной из выставок он представляет обыкновенный утюг, к подошве которого было приклеено четырнадцать медных гвоздей. Что обозначал этот странный "реди-мэйд", выставленный под названием "Подарок", сказать сложно, однако известно, что объект настолько понравился публике, что в конце выставки был украден одним из посетителей.

Арт