05.02.2014 11:37
Общество

Семь подвигов дипкурьеров

Текст:  Дмитрий Григорьев (Санкт-Петербург)
Каждый год 5 февраля в нашей стране отмечается День памяти дипломатических курьеров. Дата не случайна - именно в этот день совершил свой подвиг один из первых дипкурьеров советской России Теодор Нетте. Тот самый, кому Владимир Маяковский, близкий друг Нетте, посвятил бессмертные строчки поэмы "Товарищу Нетте, пароходу и человеку":
Читать на сайте RG.RU

Мне бы жить и жить,

сквозь годы мчась.

Но в конце хочу -

других желаний нету -

встретить я хочу

мой смертный час

так, как встретил смерть

товарищ Нетте.

У Теодора Ивановича два памятника. Один в Москве на Ваганьковском кладбище, где он похоронен. Другой - в Латвии, в 20 километрах от Риги. Это памятный камень у железной дороги, возведенный в советские годы на месте гибели дипкурьера Теодора Нетте. Каждый год в начале февраля сюда приезжают с цветами десятки людей.

Куда после завершения карьеры уходят "звезды" футбола

Всего в скорбном списке погибших при исполнении служебных обязанностей дипкурьеров 23 имени. В основном они погибли в катастрофах. Сейчас это в прошлом, но даже в настоящее время не исключаются нападения на дипломатическую почту.

Сегодня "РГ" вспоминает семь подвигов, совершенных советскими и российскими дипкурьерами, погибшими и чудом выжившими при исполнении своих служебных обязанностей.

1.Теодор Нетте

Теодор Иванович Нетте родился в Риге в 1896 году. В годы Гражданской войны был комиссаром батальона 1-го Латышского стрелкового полка. После войны ему поручили работу дипкурьера. Во время одной из поездок Теодор познакомился с Маяковским, обессмертившим его имя.

5 февраля 1926 года вместе с другим дипкурьером, эстонцем Иоганном Махмасталем он перевозил дипломатическую почту молодой советской России из Москвы в Ригу. Ранним утром 5 февраля, недалеко от латвийского местечка, в поезд ворвались трое бандитов в масках. Двое бросились к купе, где ехали советские дипкурьеры. Теодор Нетте открыл по ним огонь и успел ранить обоих бандитов. Но один из них успел выстрелить. Пуля оказалась смертельной для Нетте.


Фото:wikimedia.org

На звук выстрелов из других купе выскочили дипкурьеры других государств и бросились на помощь советским коллегам. Увидев это, раненые бандиты попытались скрыться, но на выходе из вагона их добил третий сообщник нападавших.

За расследование преступления взялась политическая полиция Латвии, установившая, что убитыми бандитами были боевики-террористы братья Габриловичи, граждане Литвы. Личность третьего нападавшего так и осталась неизвестной. Согласно результатам расследования, целью бандитов были материальные ценности в почте дипкурьеров. Латвийские власти принесли России извинения за инцидент, и на этом расследование закончилось.

Имя Нетте в 1926 году было присвоено грузопассажирскому пароходу, но в 1953-м его списали. В 1963 году был построен газотурбиноход "Теодор Нетте", прослуживший до 1986 года. В 1990 году эстафету принял новый контейнеровоз, названный именем легендарного дипкурьера, но через два года судно было продано иностранной фирме.

2. Иоганн Махмасталь

Напарник погибшего Теодора Нетте, дипкурьер Иоганн Махмасталь в этой перестрелке получил два тяжелейших ранения, одно в живот, другое в руку. От смерти его спас погибший Нетте, который, падая, прикрыл собой Махмасталя от третей пули бандитов.

Несмотря на тяжелейшие ранения, Махмасталь до самой Риги продолжал охранять купе, никого не пуская внутрь, хотя итальянские дипкурьеры пытались оказать ему помощь. Даже в Риге Махмасталь не пустил в купе сотрудника советского постпредства, потому что раньше он его не видел. Почту дипкурьер сдал лишь второму представителю посольства, которого знал в лицо.

После ранения Махмасталь был награжден боевым орденом Красного Знамени и вскоре по инвалидности отправлен на пенсию. В 1942 году умер в эвакуации в возрасте 50 лет. Между прочим, его именем тоже было названо судно - контейнеровоз, который, в отличие от парохода "Теодор Нетте", списанного в 1953 году, до сих пор ходит в Северном морском пароходстве.

3. Смерть дипкурьера Холина-Хромушина

В декабре 1920 года дипкурьер Холин-Хромушин был направлен с очень срочной почтой из Москвы в Ковно (Каунас) для Литовского Красного Креста. Ему выделили специальный паровоз, на котором он должен был пересечь фронт (дело происходило во время советско-польской войны). Однако, хотя Холин-Хромушин имел разрешение польского командования на переход фронта, на дипломатический поезд напали агенты польской разведки. И машинист паровоза, и, конечно же, дипкурьер, отчаянно отстреливались, но оба были убиты.

4. Николай Шмаков и Иван Хромов

В сентябре 1942 года грузопассажирское судно "Сталинград" в составе северного морского конвоя следовало в Архангельск. На его борту находились дипкурьеры Николай Шмаков и Иван Хромов. Им необходимо было доставить дипломатическую почту из США в Советский Союз через Исландию. 13 сентября, в 9 часов утра в Норвежском море "Сталинград" был торпедирован немецкой подводной лодкой U-589. Николай Шмаков был смертельно ранен, контуженный Иван Хромов сумел вынести товарища и одну из сумок с диппочтой на палубу, но больше ничего сделать не успел. "Сталинград" продержался на плаву считанные минуты. По словам очевидцев трагедии, курьер мог сохранить себе жизнь, если бы бросил пакет с дипломатической почтой. Но он исполнил свой служебный долг до конца.

5. Смертельный полет Михаила Кольцова

3 августа 1944 года на тегеранском аэродроме было многолюдно. Там ждали самолет, который должен был доставить из Москвы в Тегеран дипкурьера с дипломатической почтой. Вот, самолет показался из-за гор, а за ним…тянулся шлейф дыма. Самолет горел и падал. Вдруг все увидели, что от него отделилась какая-то точка, а следом выпрыгнул человек, который пытался планировать на полах плаща. Самолет упал и взорвался и одновременно с ним упал смельчак, прыгнувший с борта.

Все бросились к телу, но человек был мертв. Рядом с ним лежала большая кожаная сумка с диппочтой. В ней нашли паспорт Михаила Ивановича Кольцова. Дипкурьеры носят свои паспорта только в кармане, а этот паспорт лежал в сумке. Значит, дипкурьер вложил свои документы в сумку с дипломатической почтой, вытолкнул ее из горящего самолета, а лишь затем предпринял отчаянную попытку спастись.

6. Владимир Зябликов и Алексей Власов

В службе дипкурьеров всегда было немало профессиональных спортсменов. Это понятно - там требуется очень хорошая физическая подготовка и выносливость. Одним из таких дипкурьеров с ярким спортивным прошлым был некогда знаменитый футболист ленинградского "Динамо" Владимир Зябликов. В 1961 году он вместе с напарником Алексеем Власовым на самолете перевозил диппочту. Рейс пролегал над Европой, в которой шли военные учения. До сих пор нет четкой ясности - была ли гибель наших курьеров трагической случайностью или преступлением. Наш самолет был сбит чьей-то системой ПВО и начал падать в сторону западных территорий. В последний момент Зябликов успел включить в чемодане с секретными документами "маячок" и выбросить его над территорией социалистической Чехословакии. Документы быстро подобрали наши дипломаты, а оба дипкурьера погибли.

7. Подвиг Федина и Нефедова

И, конечно же, нельзя не вспомнить подвиг современных российских дипломатических курьеров, который они совершили в Бразилии в 2006 году.

14 апреля 2006 года в Рио-де-Жанейро вооруженные люди в масках (их было более 10 человек) напали на две машины Генерального консульства РФ в Бразилии, в которых находились дипкурьеры Владимир Федин и Владимир Нефедов, доставлявшие дипломатическую почту, а также дипломаты и водитель Генконсульства.

Дипкурьеры и дипломаты, проявив мужество, сумели отвлечь внимание нападавших от дипломатических вализ. В это время они находились в машине с поднятыми руками, но наш водитель не выключал скорость и успел отжать педаль сцепления. И когда ответственный за безопасность подал знак, немедленно дал газ. Бандиты бросились в погоню, но догнать россиян не смогли. Диппочта РФ была сохранена и доставлена по назначению.

Праздники