05.02.2014 21:52
Экономика

Эксперты разработали план диверсификации экономики моногородов

Текст:  Вадим Гераскин (заместитель генерального директора группы "Базовый Элемент" по связям с государственными органами)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6297)
Решение проблемы моногородов в России требует значительных средств и больших организационных усилий. Однако, чтобы изменить к лучшему жизнь людей в трети из 56 "кризисных" моногородов, нужно не так уж много - порядка 1,5-2 миллиардов рублей на три года. Именно столько, по нашей оценке, требуется на реализацию в этих городах программы "малых дел" - на точечное решение ключевых городских проблем.
Читать на сайте RG.RU

Это один из выводов, к которому мы пришли в результате масштабного исследования, проведенного в 2013 году в 18 моно- и малых городах. Мы проанализировали социально-экономическую ситуацию, поговорили с представителями местных администраций, бизнеса и инициативных групп, изучили международный опыт и разработали модели развития для моногородов всех типов. Получилось три модели (планы развития с прописанными мероприятиями, закрепленными за властью, градообразующими предприятиями и местным сообществом), которые можно адаптировать ко всем российским монопрофильным поселениям.

Если ни у города, ни у предприятия нет потенциала развития, лучшим решением будет не ликвидация города, а его управляемое сжатие - сокращение жилой территории и компактное расселение жителей, которые не хотят переезжать. Это совершенно новая для России модель, но она была успешно реализована, например, в Канаде и Австралии. Из 56 "кризисных" городов применять ее нужно в 20 процентах поселений, стоимость реализации предложенных мер - 20-33 миллиарда рублей. В тех городах, где предприятие работает стабильно, но нет потенциала для диверсификации, нужно реализовать программу "малых дел". Наконец, если у города есть такой потенциал, нужно принимать меры для привлечения инвесторов.

В Уральском федеральном округе в одной только Свердловской области18 моногородов. В четырех - Североуральске, Краснотурьинске, Каменске-Уральском и Полевском - работают предприятия РУСАЛа, причем в первых трех они были или по-прежнему остаются градообразующими.

В Каменске-Уральском, Краснотурьинске и Полевском возможна индустриальная диверсификация экономики. Популярным инструментом привлечения инвесторов может служить индустриальный парк - обустроенная площадка с готовой транспортной и инженерной инфраструктурой. В Каменске-Уральском индустриальный парк и технопарк уже созданы, осталось заполнить их резидентами. В Краснотурьинске реализуется проект создания Богословского индустриального парка. Приход еще одного крупного инвестора в Полевской маловероятен, здесь, чтобы снизить риски монопрофильности, имеет смысл сфокусироваться на развитии малого и среднего бизнеса.

В Североуральске, который характеризуется очень высокой степенью зависимости от "Севуралбокситруды" (СУБР), индустриальная диверсификация, к сожалению, невозможна. Новые предприятия по добыче полезных ископаемых помогут создать не более 400 рабочих мест, а размещение новых производств осложняется удаленностью города от потребителей продукции.

Антикризисные программы уральских моногородов заморозили

Кроме того, инициативные группы, искавшие новые пути развития экономики Североуральска, учитывали возможности и пожелания жителей города: работники СУБРа готовы трудоустраиваться далеко не в каждой сфере. Единственным компромиссным вариантом стал проект горнолыжного комплекса Гора Кумба, который позволит создать 1-2 тысячи новых рабочих мест. Он сможет принимать туристов и спортсменов как из Свердловской области, так и из ХМАО. Для реализации проекта нужна та самая программа "малых дел" по обеспечению площадки комплекса инфраструктурой и благоустройству города. У подножия горы уже есть небольшой поселок, к нему подведена дорога (правда, без твердого покрытия), электрические сети. Нужно провести дорогу с твердым покрытием, обустроить поселок, снизить ставки налога на землю для перспективных площадок комплекса. Также необходимо  дальнейшее продвижение проекта горнолыжного комплекса на региональных и федеральных выставках, включение его в областные и общероссийские программы поддержки туризма и спорта.

Еще одно направление работы - повышение туристической привлекательности города. Для этого нужно создавать объекты показа на территории муниципалитета (программа-минимум уже разработана местным предпринимателем), формировать бренд города как туристического центра, привлекать региональных туроператоров к продвижению местных маршрутов. Если проект будет реализован, нужно будет провести переговоры с РЖД о возобновлении пассажирского сообщения на участке Серов-Североуральск.

Даже получив такой курорт, Североуральск останется монопрофильным городом (собственно, программа "малых дел" не предполагает диверсификации), но зависимость города от СУБРа снизится, появятся новые рабочие места. Развитие сферы услуг сделает город более благоустроенным и привлекательным не только для туристов, но и для горожан, появятся возможности для проведения досуга и уменьшится острота социальных проблем. Снизятся миграционный отток (прежде всего молодежи) и, как следствие, кадровые риски всех предприятий. Будут созданы условия для развития малого и среднего бизнеса в сферах торговли, транспортных услуг, гостиничного бизнеса, а значит, увеличатся налоговые поступления в бюджет.

К счастью, у четырех уральских городов, охваченных исследованием, есть перспективы либо традиционной индустриальной, либо сервисной диверсификации, повышения качества жизни горожан. Однако реализация модели управляемого сжатия в городах, у которых сейчас нет перспектив, на самом деле не означает, что город исчезает с лица земли. Как раз наоборот. В отличие от закрытия или, что еще хуже, неуправляемой деградации, управляемое сжатие дает городу шанс - сохраняет его, пусть и в уменьшенном виде, позволяет людям остаться и жить в приемлемых условиях, а предприятию - возобновить работу после расконсервации (например, при изменении рыночной конъюнктуры).

Экономика Свердловская область Урал и Западная Сибирь