Вообще от американца в этой дисциплине действительно ждали победы, но только от другого. Шон Уайт, двукратный олимпийский чемпион в хафпайпе, был одним из фаворитов в слоупстайле, пока не снялся с соревнований. Мотив - слишком опасная трасса для жизни.
Впрочем, Котсенбургу удалось сделать так, чтобы о его соотечественнике почти забыли.
Но получилось у него это не сразу. Сейдж не самым удачным образом выступил в квалификации, не сумев пробиться в финал напрямую, как, кстати, и единственный россиянин в олимпийском турнире по слоупстайлу Алексей Соболев. Попадание в восьмерку сильнейших стало бы для Леши грандиозным успехом. Однако, по словам тренера сборной России по сноуборду Владимира Тихомирова, даже идеальное исполнение своей программы вряд ли помогло бы Соболеву выйти в следующую стадию. Тем более что россиянин был небезупречен.
Но вернемся к Котсенбургу. Уже в полуфинале Сейдж получил хорошие оценки, но, как выяснилось, это был для него не предел. В финале американец вышел на трассу третьим по счету и в первой же попытке поднял планку на недосягаемую для остальных высоту, набрав 93,50 балла. Как бы кто ни штурмовал эту отметку впоследствии, лидирующие позиции Котсенбурга остались неизменными.
Вообще слоупстайл - забавная штука. Первый вопрос к выходящим в микст-зону райдерам: "Расскажите, какие прыжки вы сегодня сделали?" Просто трюки выполняются с такой скоростью, что разглядеть все вращения, повороты и "грэбы" даже подготовленному человеку непросто. Непонятно, как с этим справляются судьи, к которым, к слову, у сноубордистов есть претензии. "Мы их не знаем, не знаем, на каких основаниях выставляют оценку, что они хотят увидеть", - флегматично заметил канадец Себастьен Тоутант, считавшийся одним из фаворитов, но ставший лишь 9-м.
Так, например, многие ждали, что ключом к "золоту" будет приземление сложнейшего прыжка под названием бэксайд трипл корк, но Котсенбург обошелся без него, насытив свою программу различными стильными "примочками", что и впечатлило жюри.
Многие считают, что Сейдж - один из немногих оставшихся представителей "старой" школы, ориентированной на стиль, творческую составляющую. По меткому выражению тренера сборной США Майкла Янковски, трасса - это холст, а доска спортсмена - его кисть, которой он пишет свое произведение. Котсенбург мысль коуча очень хорошо уяснил.
В то время, как большинство нынешних сноубордистов заточено под атлетизм для выполнения физически сложных прыжков, Котсенбург с сентября не был в спортзале. "Сможешь стать лучшим, если будешь лучше всех знать свою доску", - любимая фраза новоиспеченного олимпийского чемпиона.
А лично меня впечатлило, как искренне радовался Котсенбург удачным приземлениям своих конкурентов. Как он громко хлопал ладошами в рукавицах, было слышно даже в микст-зоне. "Сейдж катается не ради громких побед, хотя они для него тоже важны, - уверен Майкл Янковски. - На данный момент это лучший посол сноуборда как вида спорта. Он - воплощение бескорыстной и искренней любви к своему делу".
Тезис наставника Котсенбург еще раз подтвердил той непосредственностью, с которой он отвечал на вопросы журналистов, среди которых был и корреспондент "РГ".
Ну как ощущения, Сейдж?
Сейдж Котсенбург: Чувствую себя потрясающе. Честно, это невозможно передать словами. Да я вообще не понимаю, что происходит. Это самая сумасшедшая вещь, которая случалась со мной.
Можешь рассказать, какие прыжки ты сегодня делал?
Сейдж Котсенбург: Вообще это было дело случая. Я никогда не готовлю заранее программу. За три минуты до попытки у меня даже не было мысли, что я прыгну 1620 Japan (название прыжка - Прим. И.С.), тем более что я ни разу в жизни до сих пор не исполнял этот трюк. Кроме того, я использовал новый грэб (захват доски рукой во время прыжка - Прим. И.С.), который изобрел два месяца назад и назвал Holy Crail. Очень хотел показать его именно здесь.
Насколько закономерна твоя победа?
Сейдж Котсенбург: По-моему, сегодня мог выиграть любой. Плотность результатов была очень высокой. Просто сегодня был мой день. В любой другой мне запросто могло бы не повезти. Что чувствовал, когда к финишу приезжали мои соперники? Точно, не болел против них. Я рос вместе с Марком и Стаале. Ужасно круто быть на подиуме вместе с ними, мы в восторге друг от друга.
Тебе, как и твоим коллегам, пришлось пропустить церемонию открытия. Сильно расстроился?
Сейдж Котсенбург: Конечно, жаль, но подготовка к соревнованиям все же важнее. Зато теперь, когда мне стукнет 30 лет, я буду рассказывать, что когда-то стал первым олимпийским чемпионом в слоупстайле.