- К 2023-2024 годам этой программой будут охвачены все военнослужащие, - пообещал сегодня в эфире радиостанции "Эхо Москвы" директор департамента жилищного обеспечения ведомства Сергей Пирогов.
По его словам, последние два года наблюдалась устойчивая тенденция роста участников военной ипотеки. Если в 2012-м там числились 107 тысяч человек, то через год - уже 128 тысяч. Сейчас максимальная сумма кредита, который офицер может взять на покупку жилья и погасить в среднем за 16-17 лет, составляет 2,4 миллиона рублей. "С учетом накоплений это позволяет военнослужащим приобрести квартиру за 3-3,5 миллиона", - сказал Пирогов. Он уточнил, что по жилищному сертификату суммы выглядят скромнее: в районе полутора - двух миллионов рублей. По данным главы департамента Минобороны, в прошлом году с помощью военной ипотеки по всей России были куплены 13,8 тысячи квартир.
Главными участниками этой жилищной программы являются молодые офицеры. А вот ставку на "квартирные" сертификаты в основном делают военные отставники. Очень часто для них единственный путь к новоселью лежит именно через ГЖС. Иначе просто невозможно наконец-то расстаться со служебной жилплощадью в военном городке. Но и действующие офицеры и прапорщики нередко просят выдать им сертификаты.
Сергей Пирогов сообщил, что в этом году Минобороны надеется обеспечить ими 1100 человек. Для приобретения ГЖС Минстрой планирует выделить оборонному ведомству 2,4 миллиарда рублей. В то же время общее количество военнослужащих, нуждающихся в сертификатах, по словам Пирогова, составляет 4 тысячи человек. "Из них 2,3 тысячи - это жители закрытых военных городков. Для них ГЖС - единственный способ обеспечения жильем", - заявил чиновник. Получается, что жилищный сертификат достанется только каждому четвертому из нуждающихся в нем. Такое положение дел армейских квартирмейстеров, конечно, не устраивает.
- Мы не останавливаемся. Соответствующее письмо от Минобороны госзаказчику отправлено. Продолжаем встречи с руководством Минстроя, чтобы решить эту проблему, - подчеркнул директор департамента. И добавил, что часть военнослужащих, за исключением жителей закрытых военных городков, может быть обеспечена жильем в других формах, например, с помощью военной ипотеки или единовременной выплаты на покупку квартиры.
Напомним, что с нынешнего года кадровые военные могут покупать или строить жилье с помощью единовременной выплаты. Правила расчета таких субсидий утверждены постановлением правительства № 76 от 3 февраля. Председатель комиссии Общественной палаты РФ по проблемам национальной безопасности Александр Каньшин назвал новую практику первым важным шагом для решения жилищной проблемы военных в целом.
- Мне недавно довелось обсуждать эту актуальную тему с заместителем министра обороны Русланом Цаликовым и начальником департамента жилищного обеспечения Минобороны Сергеем Пироговым. Мы решили в марте в еще раз рассмотреть в Общественной палате все вопросы, связанные с обеспечением жильем военнослужащих, - сказал Каньшин.
Заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич считает очень важным, что "при объявленном расчете размера жилищных субсидий установлены максимально возможные выплаты на эти цели для семей погибших и умерших военнослужащих, в том числе в ходе боевых действий".
А вот его коллега, председатель профильного комитета нижней палаты адмирал Владимир Комоедов сказал, что в Минобороны поторопились с заявлением о том, что после введения жилищных субсидий больше не будут финансировать строительство постоянного жилья для кадровых военных.
- В декабре прошлого года мы приняли резонансный закон, позволяющий военнослужащим-контрактникам получать постоянное жилье в собственность по социальному найму, через военную ипотеку и получить жилищный сертификат на строительство жилья в любом регионе страны. Таким образом, любой офицер или контрактник имеет право выбора при решении жилищного вопроса. В том числе, он может быть обеспечен квартирой, построенной министерством обороны, - заявил депутат.
Адмирал напомнил, что основополагающее право военнослужащего на получение постоянного жилья в избранном месте жительства осталось в федеральном законе "О статусе военнослужащего" с единственной поправкой. "Получение военнослужащим жилого помещения в натуральной форме в избранном месте жительства ограничено одним разом", - напомнил Комоедов.