11.02.2014 00:40
Экономика

Российских корабелов поддержат программами и субсидиями

Российских корабелов поддержат программами и субсидиями
Текст:  Леонид Григорьев
Российская Бизнес-газета - Промышленное обозрение: №5 (934)
Отечественная судостроительная отрасль в наступившем году может рассчитывать на помощь государства. О том, в каких объемах она будет предоставлена, кому, на каких принципах и на какую продукцию, "РГБ" рассказал директор департамента судостроительной промышленности и морской техники минпромторга Леонид Стругов.
Читать на сайте RG.RU

- Развитие нашего судостроения напрямую связано со спросом на его продукцию со стороны судовладельцев. Какие меры по поддержке отечественного судоходства сегодня наиболее актуальны и действенны?

- Минпромторг предоставляет субсидии отечественным транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках и Внешэкономбанке на закупку гражданских судов. Организациям рыбохозяйственного комплекса возмещаем часть затрат на уплату процентов по кредитам на закупку рыбопромысловых судов. Также субсидии предоставляются транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов. Субсидии сегодня являются значимыми мерами поддержки и развития судостроительной промышленности, стимулирующими российских заказчиков привлекать собственные средства на строительство гражданских судов на российских верфях. Поскольку последние несколько лет современные высокотехнологичные гражданские суда на российских верфях практически не строились, этот вид господдержки сейчас имеет большое значение. Вложение финансовых средств частного бизнеса в строительство гражданских судов, стимулированное предоставлением субсидий (учитывая вступление России в ВТО), имеет мультипликативный эффект.

- Какой?

- Например, одно созданное рабочее место в экипаже судна стимулирует создание 3-4 рабочих мест в обслуживающей инфраструктуре. Также одно сохраненное рабочее место на заводе-верфи (вследствие загрузки заказами на строительство гражданских судов) ведет к сохранению 5-6 рабочих мест на предприятиях-контрагентах. Благодаря предоставлению субсидий в 2008-2012 годах уже удалось привлечь около 1050 млн долл. внебюджетных средств. Это позволило создать около 1000 рабочих мест в российских транспортных компаниях и пароходствах (члены экипажей судов), а также сохранить более 10 000 рабочих мест в конструкторских бюро и заводах-верфях в России. Сегодня субсидируется около 50 судов (в том числе буксиры проекта 90 600, танкеры проекта RST27, танкеры проекта 19 614, пассажирские амфибийные суда на воздушной подушке, серия сухогрузных судов проекта RSD44, танкеры проекта RST25, судно проекта PV08, несамоходные понтоны).

- Запланированы ли в 2014 году субсидии для верфей?

- Финансовые субсидии запланированы для заказчиков судостроительной продукции на российских верфях, что косвенно поддерживает и верфи. Так, на уплату процентов по кредитам для строительства судна на российской верфи предусмотрены в 2014 году 135,7 млн руб., в 2015 году - 67,9 млн, в 2016 году - 718,7 млн. По уплате лизинговых платежей предусмотрено субсидий на 2014 год - 464 млн руб., на 2015 год - 569 млн, на 2016 год - 674 млн.

- Как министерство стимулирует судостроительные предприятия внедрять передовые технологии и инновации?

- Внедрение передовых технологий и инноваций в судостроении напрямую зависит от заказов судовладельцев и действующих требований Международных конвенций и правил судоходства. Минпромторг реализует федеральную целевую программу "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 гг., а с 2013 года госпрограмму "Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы", в которых развитию передовых технологий и инновациям в судостроительной промышленности уделяется особое внимание.

- Можно ли ввести в 2014 году утилизационные гранты для судовладельцев?

- По данным ФАУ "Российский Речной Регистр", по состоянию на февраль 2013 года в составе речного флота эксплуатируются 60,5% судов со средним возрастом более 31 года, 33% судов старше 20 лет. Таким образом, российский речной флот нуждается в масштабном обновлении, а ветхие суда - в утилизации. Госпрограммой "Развитие судостроения на 2013-2030 годы" предполагается начиная с 2021 года по 2030 год формирование утилизационных фондов применительно к отдельным группам судов (рыбопромысловым, пассажирским внутреннего плавания) ежегодно в размере 1 млрд рублей (всего 10 млрд рублей).

Сейчас рассматривается возможность ввести эту меру ранее 2021 года. Программу утилизации речного флота можно реализовать, предоставив судоходным (судостроительным) компаниям судовые гранты. Это единовременная выплата компании при сдаче в утиль ветхого флота. Грант можно использовать исключительно для постройки или приобретения нового судна. Судовой грант станет частью программы по утилизации флота, под которую попадают суда старше 30 лет, вышедшие из эксплуатации и находящиеся в собственности у судовладельца не менее 5-7 лет. При расчете гранта планируется учитывать дедвейт, или валовую пассажировместимость, судна. Размер гранта должен соответствовать стоимости судна на вторичном рынке, однако не превышать размера налоговых отчислений судостроительного предприятия от строительства нового судна. Механизм предоставления гранта пока обсуждается с минтрансом и союзом "Национальная палата судоходства".

На "Адмиралтейских верфях" заложат новую подводную лодку для ВМФ России

- Какова ситуация со строительством круизных судов?

- Сейчас минпромторг рассматривает факторы, из-за которых необходимо обновлять пассажирский флот. В первую очередь это моральное и техническое старение флота. Увеличение расходов на ремонт приводит к ежегодному росту стоимости тура при неизменном качестве услуг. Расход топлива в два раза превышает расход топлива современных двигателей. При этом стоимость топлива является одной из основных составляющих стоимости круиза. Специфика эксплуатации круизного флота заключается в том, что в силу российских климатических условий суда активно работают на линиях не более 7 месяцев в году. По этим причинам дисконтированный срок окупаемости нового круизного судна превышает 25 лет. Мы провели расчеты, где взяли за основу два типа судов концептуальных проектов PV300VB и PV500VD с 10-летним финансированием. С учетом господдержки только в форме предоставления субсидий (по кредитам и по лизинговым платежам транспортным компаниям и пароходствам) в действующих размерах (2/3 от ставки рефинансирования Банка России), а также регистрации новых судов в Российском международном реестре судов (льготы по налогу на имущество, транспортному налогу, налогу на прибыль и страховым взносам) дисконтированный срок окупаемости составляет около 20 лет. Такие инвестпроекты не привлекательны для частного бизнеса. Для реализации инвестиционных проектов по строительству нового круизного флота необходимо, чтобы у транспортных компаний и пароходств была возможность получить кредитные (лизинговые) средства с процентной ставкой не более чем 5-5,5% годовых и сроком кредитования не менее 20 лет.

Промышленность Водный транспорт