- Зачем нужен закон "О промышленной политике"? Разве существующего законодательства недостаточно?
- Мы всегда убеждали власть в том, что России нужна промышленная политика. У такого подхода были противники, которые говорили, что достаточно определить приоритетные отрасли, и они прекрасно будут существовать и без всякой политики. Этот подход был весьма популярен некоторое время, но уже сегодня абсолютно ясно, что для большой индустриальной державы он является тупиковым. Сегодня России необходим переход от "приоритетного" планирования к стратегическому, к четкой промышленной политике, обеспеченной необходимой законодательной базой. Без этого, в условиях современной жесткой конкуренции в мировой экономической системе, наша промышленность обречена на потерю внешних рынков, а потом и рынков внутренних.
- Каковы ключевые положения законопроекта?
- Прежде всего это четкое распределение полномочий различных уровней органов власти и управления в реализации промышленной политики, определение конкретных мер стимулирования государством промышленной деятельности. Документ также определяет правовой статус и институты для территориального развития промышленных предприятий. Закон сам по себе достаточно новаторский. В нем вводится много понятий, которые ранее просто отсутствовали в нашем законодательстве. Допустим, определение "промышленный кластер". О них много говорят, но как такового четкого правового статуса они пока не имеют. В документе появились новые варианты мер поддержки промышленности, такие как налоговые каникулы, субсидии на создание промышленной инфраструктуры, займы отраслевых фондов. Причем этот перечень мер в законе не является "закрытым".
- Какие нормы действующего законодательства будут изменены?
- Принятие закона приведет к изменению довольно большого количества документов. Новые подходы к мерам поддержки промышленности потребуют корректировок в Налоговый и Бюджетный кодексы. Необходим целый комплекс подзаконных актов, четко регламентирующих все процедуры и взаимные обязанности при реализации тех мер, которые будут предусмотрены законом. Мы изначально говорили о том, что параллельно с разработкой базового закона необходимо вести разработку и всех необходимых подзаконных актов, всего необходимого "пакета". Наши эксперты готовы оказывать в этом вопросе все возможное содействие министерству.
- Год назад аналогичный документ разработала ТПП РФ, перешло ли из него что-нибудь в новый закон?
- Безусловно, новый законопроект возник не на пустом месте. Дискуссия о промышленной политике и ее законодательном обеспечении идет уже очень много лет. В ней было много участников, и сегодня проект минпромторга можно назвать в том числе и результатом дискуссий, состоявшихся в ТПП РФ. Кто именно и какие именно положения предлагал изначально, наверное, это уже не столь важно, это вопрос "бюрократической археологии". Важно, чтобы закон был принят.
- В основу закона заложен принцип территориально-отраслевого развития. Каковы его преимущества по сравнению с принципом выборочной поддержки отдельных предприятий?
- Государственная поддержка предприятий у нас долго напоминала метания со спасательным кругом. Помогали тем, кто находился в тяжелом положении. Это, конечно, трудно назвать системной политикой или стратегическим подходом. Сейчас в новом законе впервые четко определено, что мы переходим от поддержки отдельных предприятий к территориально-отраслевому принципу развития промышленности. Проект закона определяет, каким именно образом оказывается государственная поддержка. То есть мы понимаем, какое направление нужно развивать (например, автомобильный или медицинский кластер), каким образом его поддерживать в оптимальной привязке к конкретной территории. "Деловая Россия" не собирается стоять в стороне от этих процессов. Мы создали Центр общественных процедур "Новая индустриализация", который будет оказывать поддержку созданию территориальных промышленных кластеров на федеральном и региональном уровнях.
- Какие предусмотрены виды господдержки?
- В первую очередь финансовая поддержка. Те финансовые ресурсы, которые государство направляет на поддержку промышленности, будут тратиться по определенной системе. Ранее эти средства расходовались точечно, и, конечно, их всегда не хватало. Более того, их вложение не приводило к улучшению ситуации, не давало экономического эффекта. Сейчас минпромторг оценивает свою работу по ключевым показателям эффективности. Это очень хорошо, поскольку расходование средств подразумевает достижение, прежде всего положительного общего экономического эффекта. На это и направлен новый закон - увеличение общей отдачи вложенных средств и прежде всего в виде формирования стабильного налогового потока, а не разового финансового результата. И у нас есть яркие примеры эффективности подобного подхода. Создание промышленных кластеров в Ульяновской и Калужской областях. Регионы вкладывают деньги в создание условий, в инфраструктуру и получают реальную отдачу в виде налогов.
- Какая роль в промполитике отведена территориально-отраслевым кластерам?
- Мы переходим от поиска неких волшебных точек роста к построению нормальных и эффективных промышленных цепочек формирования добавленной стоимости. Как бизнес, мы прекрасно понимаем, что, формируя территориально-отраслевые кластеры, мы сможем гораздо быстрее достичь ощутимых результатов по выпуску конкурентоспособной продукции, созданию высокоэффективных рабочих мест и повышению бюджетного эффекта, чем работая в рамках простой отраслевой схемы. Законопроект дает четкое определение промышленного кластера и индустриального парка, предусматривает порядок формирования требований к ним и условий их поддержки.
- Предусматривает ли законопроект механизмы поддержки и решения инфраструктурных проблем территорий? В частности, моногородов?
- Законопроект предусматривает целый перечень мер, предполагающих участие государства при создании промышленной инфраструктуры, приобретении основных фондов для открытия новых производств. Сегодня все прекрасно понимают, что без решения этих вопросов вряд ли можно говорить об эффективном развитии производства на той или иной территории. Бизнес готов сам инвестировать деньги в создание производства, развиваться, но он не может все создавать вокруг себя. Инфраструктуру должно развивать государство, а регионы должны иметь возможность предоставлять субсидии на ее развитие. Это выгодно, прежде всего, самому государству. Условия - это толчок для развития бизнеса, а территориальный, кластерный подход повышает мультипликативный эффект от этого развития - новые рабочие места, новые налоги, новые смежные бизнесы, производство и услуги.
- Каким образом документ защищает от создания отверточных производств?
- Закон изначально в своей концептуальной части направлен на поддержку и развитие именно отечественного производства. Конкретные требования к промышленным объектам, претендующим на поддержку государства, - это вопрос дальнейшего развития нормативной базы закона. Мы уверены, что эти требования нужны и эффективны, используются практически во всем мире, и мы будем добиваться их принятия. Россия обладает собственным огромным индустриальным потенциалом, и наши промышленные площадки не должны быть "шоурумами" для иностранных компаний и не будут просто сборочным цехом для других индустриальных стран. Технологии и конструкции должны рождаться в России, и поддержка государства должна быть направлена именно на это.
- Какие меры господдержки сегодня критичны для отечественных предприятий? Сами они жалуются на высокую налоговую нагрузку и низкий внутренний спрос.
- Традиционно компании промышленного сектора сталкиваются с проблемой отсутствия длинных и дешевых денег. Сейчас Россия уже является участником глобального промышленного рынка, но не финансового. Вся работа промышленности финансируется местным финансовым рынком. Мы вынуждены пользоваться более дорогими и короткими деньгами, в сравнении с нашими коллегами за рубежом.
И это критически важно, особенно для промышленности, потому что цикл создания добавленной стоимости в производственном секторе очень долгий. Например, промежуток между заказом металла (начальный этап производства) и поставкой машины (двигателя, станка, корабля, спутника) может достигать двух лет и более. При этом 70 процентов денежных средств в промышленности - это оборотные средства, полученные в банках под высокий процент. Выходит, что, попадая на глобальный рынок, отечественный товар обречен быть существенно дороже, чем товар конкурентов. Это сильный удар по секторам с высокой добавленной стоимостью. Зачастую малые и средние предприятия вообще не могут получить денег, потому что требуются высоколиквидные залоги, которых у них просто нет. Конечно, это не единственная проблема. Для развития промышленности всегда важны стимулирующие развитие налоговые ставки и конкурентоспособные тарифы естественных монополий. Мешают совершенно надуманные административные барьеры, сложные процедуры подключения к инфраструктуре, ограничение возможностей получения равного конкурентного доступа к государственным закупкам и выполнению заказов госкомпаний.
- Когда законопроект поступит на рассмотрение в Госдуму?
- Это вопрос к правительству. Есть определенная процедура. Сегодня проект закона находится на стадии общественного обсуждения. Затем его рассмотрят заинтересованные министерства и ведомства, одобрят на уровне правительства, и финальный вариант будет внесен в Госдуму. Мы предполагаем, что закон может быть рассмотрен уже в 2014 году.
- "Деловая Россия" совместно с министерством промышленности и торговли готовит соглашение о сотрудничестве. О чем в нем говорится и какую роль оно должно сыграть?
- Мы хотим, чтобы это соглашение представляло собой некую дорожную карту. Хотим предусмотреть совершенно конкретные направления работы, в которых "Деловая Россия" как объединение практиков бизнеса с большим опытом развития промышленных предприятий может оказать экспертное содействие при формировании нормативной базы промышленной политики. Разумеется, мы и сейчас активно работаем с представителями минпромторга. Интенсивность нашего взаимодействия с министерством растет, и настала пора регламентировать этот процесс, чтобы увеличить эффективность нашей совместной работы. Мы рассчитываем подписать соглашение с минпромторгом уже в первом квартале этого года.