Похоже, 2014 год пройдет у вятских силовиков под знаком леса. Руководство Управления МВД уже пообещало обратить особое внимание на крупные инвестпроекты в сфере лесопромышленного комплекса (ЛПК). Кировские налоговики также говорят о явном несоответствии реального оборота в отрасли и объема поступающих в казну налогов. В областной прокуратуре считают, что в современных условиях успешно бороться с криминалом в лесном бизнесе можно, лишь опережая его теневые технологии.
Как рассказал "РГ" заместитель прокурора Кировской области Андрей Юмшанов, за последние пять лет ситуация заметно поменялась. Если раньше в регионе регистрировали по 800 фактов незаконных рубок ежегодно, то теперь их количество снизилось более чем в три раза. Но говорить о том, что ситуация заметно оздоровилась, пока нельзя.
Дело в том, что основной пик незаконных рубок происходил, когда большая часть лесных ресурсов области была нераспределенной. Но после вступления в действие новых положений Лесного кодекса 75 процентов кировских лесов сдали в аренду. А арендаторы, естественно, охраняют свой лес от посторонних.
- Но в то же время, - говорит Андрей Юмшанов, - участились незаконные рубки со стороны самих арендаторов. Это выход за пределы отведенной делянки, превышение объема рубок, оговоренного в лесной декларации. Причем все это маскируется под неосторожные или неумышленные действия инженеров леса или лесорубов. То есть произошла некая трансформация хищнических рубок в "неосторожные".
Как считают в прокуратуре, чтобы эффективно бороться с незаконными лесными рубками в новых условиях, нужно решить несколько проблем. Начиная с несовершенства системы работы лесничих. Сегодня нагрузка на них крайне высока. В результате некоторые лесничие годами не находят возможности освидетельствовать места рубки.
Анализируя работу по контролю за заготовкой леса, в прокуратуре столкнулись с тем, что в регионе фактически нет документа, который четко регламентирует деятельность лесничих. Очерчен лишь общий круг должностных обязанностей. Сейчас такой комплексный документ находится в стадии разработки и в окончательном виде должен учесть все нюансы работы лесничих. Тем более подобный опыт есть. В прошлом году, изучая ситуацию в ЛПК области, прокуроры обнаружили явную аффилированность лесничих и лесопользователей. В одних случаях они были близкими родственниками. В других - лесничие оказались учредителями предприятий, то есть фактически контролировали сами себя. Причем закону это не противоречило, поскольку они не имели статуса государственного служащего. Показательно, что практически сразу же после того, как по инициативе прокуратуры были внесены изменения в региональное законодательство и в отношении лесничих появились те же запреты, что и в отношении чиновников, результативность работы первых резко выросла.
Еще один крайне важный аспект - совершенствование методов фиксации рубок. Тем более пока непонятно, что произойдет с космическим мониторингом. Он крайне дорог, да и распространяется не на все районы области. Кроме того, обработка спутниковых данных имеет большую погрешность. Из космоса иногда даже лесная дорога воспринимается как делянка. И хотя с помощью небесного контроля за два года выявлено около 30 незаконных рубок, раскрыты - единицы. Поскольку пока вырубку исследуют лесничие, а потом туда доберется полиция, проходят месяцы и даже годы - улик не остается.
Более действенна рейдовая работа с использованием авиации. Когда по полученным ею данным несколько районов перекрывается с разных сторон мобильными группами. Правда, это достаточно дорого. Решается вопрос об использовании беспилотников. По сравнению с авиацией цена вопроса намного ниже.
Необходима тотальная ревизия действующих в регионе лесопилок. Ситуация с Демьяновом в позапрошлом году показала, что в этой сфере полная неразбериха. Начиная с того, что непонятно, как они появляются там, где вообще нельзя вести лесохозяйственную деятельность.
- Все это стимулирует теневой рынок, - считает Андрей Юмшанов, - и стало серьезным препятствием для добросовестных предпринимателей за счет демпинга цен. Мы понимаем, какова их реальная прибыль, но при этом декларируются копейки. Отсюда - те два процента налогов, которые отрасль дает в бюджет. Кроме того, немалая доля лесозаготовителей получает зарплату в конвертах. Недооценен и масштаб привлечения нелегальных мигрантов. В лесной сфере Кировской области официально работает около 200 человек, а оперативные данные говорят о том, что на самом деле их намного больше.
Сергей Салин, начальник отдела государственного лесного контроля и надзора, охраны и защиты лесов департамента лесного хозяйства Кировской области:
- Контроль не только за заготовкой, но и за вывозом леса крайне важен. В соседних регионах уже пытались создать лесные склады, но эти попытки уперлись в региональное законодательство. Однако недавно приняты поправки в Лесной кодекс, касающиеся оборота круглых лесоматериалов, они как раз предусматривают подобные процедуры - отслеживание информации об обороте "кругляка", в том числе путем создания лесных бирж или складов. Там подробно расписано, кто должен принимать такие решения, и, к сожалению, субъекты РФ исключены из этого списка. То есть юридически создание таких складов на региональном уровне невозможно.