Один в поле воин
Есть несколько стран, которые делегировали в Сочи по одному спортсмену. Когда несколько дней назад корреспондент "РГ" оказался в горной Олимпийской деревне, то случайно попал на церемонию поднятия флага Каймановых островов, расположенных в Карибском бассейне. Как выяснилось, для горнолыжника Доу Трэверса это не первая Олимпиада. Он родился на островах, в детстве занимался популярным там регби, но из-за травмы не смог продолжить карьеру в этой жесткой игре. Как рассказал Трэверс, к горным лыжам он пристрастился, когда отправился учиться во Францию, а сейчас тренируется в основном на американском зимнем курорте Аспен. На Каймановых островах у спортсмена свой бизнес по продаже топлива. Поскольку и в Ванкувере-2010 он был единственным участником из своей страны, то на церемонии открытия в Сочи Трэверс уже во второй раз нес национальный флаг.
На Игры через Фейсбук
Матильда Амиви Петитжан родилась в Того, затем ее родители эмигрировали во Францию, где девушка увлеклась лыжными гонками. Матильда показывала средние результаты на юниорском уровне и прекрасно понимала, что в сборную европейской страны ей никак не попасть. А кто не мечтает выступить на Олимпиаде? Год назад Петитжан решила: была не была, и через Фейсбук связалась с тоголезскими спортивными функционерами, предложив свои услуги. Ответ с родины через социальную сеть получила быстро: "да с радостью!" Смена спортивного гражданства много времени не заняла, и мечта Матильды исполнилась. Она, как и островитянин Трэверс, тоже стала знаменосцем своей страны на открытии сочинских Игр.
Семейная пара лыжников с острова Доминика (это в Карибском море) Гари и Анжелика ди Сильвестри на самом деле итальянцы. 46-летний Гари вполне успешный бизнесмен, активно занимается благотворительностью. В 2006 году супруги учредили фонд помощи детскому госпиталю на Доминике, потратили много своих денег на этот проект и в благодарность получили гражданство этого островного государства. Сам Гари в детстве занимался борьбой, а катание на лыжах вместе с женой было обычным хобби. Когда Международный олимпийский комитет сделал запрос в Доминику по поводу того, нет ли в этой стране людей, занимающихся зимними видами спора, на острове вспомнили о супругах.
- Нам позвонили из министерства спорта и сказали: "Ребята, мы хотим, чтобы вы выступали на зимней Олимпиаде", - вспоминает Гари. - Мы сразу как-то не готовы были свое обычное хобби превращать в погоню за результатами. Квалификационные нормативы хоть и льготные, но все же предстояло попотеть. Сомневались, колебались, в итоге согласились. Пришлось на Доминике создавать федерацию лыжного спорта. Я и стал ее президентом, ну а куда деваться? Это просто ад: на пятом десятке лет из обычных любителей вдруг стать настоящими олимпийцами.
Совсем сбрендил
Чтобы творить историю, необязательно быть лучшим. Тонганскому саночнику Бруно Банани никогда не повторить достижение немца Феликса Лоха, ставшего двукратным олимпийским чемпионом, или Альберта Демченко, выигравшего "серебро" на своей седьмой Олимпиаде. Из 35 участников санного турнира Банани стал лишь 32-м, но когда тонганец завершил свою четвертую попытку, не было счастливей человека на свете. Он осуществил свою мечту, выступив на зимних Олимпийских играх, и стал первым в своей стране, кому удалось это сделать.
В истории Бруно все любопытно. В сани он попал благодаря тонганской принцессе, которая без ума от этого вида спорта. Королевская особа организовала специальный отбор, в котором Банани стал лучшим и получил право тренироваться со сборной Германии. Не правда ли, имя экзотического саночника что-то напоминает? Нет, тонганец вовсе не основатель знаменитого немецкого бренда: новое имя он взял, чтобы привлечь спонсора. Так-то 27-летнего саночника зовут Фуахеа Семи.
Бруно Банани на церемонии открытия Олимпиады в Сочи. Фото: REUTERS/Phil Noble.
С олимпийцем после соревнований пообщались корреспонденты "РГ".
В санях вы уже давно. Зачем вам это надо?
Бруно Банани: Незадолго до Сочи я, оглядываясь назад, на эти пять прошедших лет, ставшие для меня самыми трудными в жизни, всерьез задумался о том, чтобы остановиться. Но после потрясающей церемонии открытия Игр, на которой я нес флаг своей страны, будто снова родился. Буду продолжать выступать и дальше!
Чем занимались до санок?
Бруно Банани: Вообще я учился на программиста. У меня есть диплом. Но когда возник вариант с санями, пришлось взять паузу (улыбается).
Как отнеслись к вашему увлечению ваши знакомые, родные?
Бруно Банани: Поначалу они считали меня сумасшедшим. Во-первых, я уехал в страну, где гораздо холоднее, чем у меня дома. Во-вторых, только ненормальный, по их мнению, мог заняться таким опасным видом спорта. Но сейчас все мною гордятся.
Не каждый решится взять и поменять свое имя...
Бруно Банани: Да, это было непростое решение. Но вы не подумайте, что я так легко на это решился. Сначала посовещался с семьей. Они не стали возражать, потому что мое будущее для них было важнее, чем то, под какой фамилией меня будут объявлять на соревнованиях. Близкие все равно называют меня именем, данным мне при рождении.
Участвовать в турнирах по санному спорту, должно быть, влетает в копеечку?
Бруно Банани: Так и есть. Сколько денег уходит в год? Понятия не имею. Давайте начнем с того, что на перелеты у меня каждый год уходит порядка шести тысяч евро. А ведь еще нужно найти гостиницу, подготовить сани. В общем и целом получается дорогое удовольствие.
Теперь, когда все закончилось, можно и на другие соревнования сходить...
Бруно Банани: Да-да. Я собираюсь остаться до конца Олимпиады. Так что у меня еще будет время повеселиться.